Актер, сыгравший десятки ролей в кино и театре, считал, что мало успел сделать
Актера нет в живых больше 45 лет. Жарким летом 1975 года в центре Москвы обнаружили автомобиль, в котором сидел, уткнувшись в руль, Борис Бабочкин. Знаменитый артист был мертв. Причем, ни денег, ни личных вещей в машине не было. Он сыграл десятки ролей в кино и сотни – в театре. Но все помнят его по одной-единственной, порой путая реальный исторический персонаж – Василия Ивановича Чапаева – с артистом, его сыгравшим.
В саратовском детстве маленький Боря впитывал язык русских классиков: а как иначе, если довелось родиться в семье сельской учительницы. В 15 он уже был комсомольцем и работал в политотделе – за два года до того случилась революция. Вот где он насмотрелся на лихих командиров, позже признавался, что мог тогда и Чапаева встретить, просто не знал еще, что это он.
За бурными переменами и участием в политической жизни страны Борис не забывал о театре, в который его всегда тянуло. Однажды шел с другом мимо бывшей саратовской гимназии, в которой шел тогда прием в сценический класс. Одолжил у товарища хороший пиджак и предстал перед комиссией – с «Легендой о Марко» Максима Горького. И так впечатлил экзаменаторов, что взяли его сразу на старший курс.
Руководитель студии, где, к слову, учился и старший брат Бориса Виталий, посоветовал Бабочкину ехать в Москву. И даже снабдил рекомендательным письмом к самому Немировичу-Данченко. Борис и поехал. Ему было 16. На дворе 1920 год. В голодной Москве у парня не было никого и ничего. А воспользоваться рекомендацией не позволила гордость. Только через 20 лет, став известным артистом с регалиями, он покажет Владимиру Ивановичу то самое письмо.
А тогда Бабочкин просто пошел и сдал экзамены одновременно в две театральные школы. Одной из них руководил Михаил Чехов, другой Илларион Певцов. У последнего и стал учиться: эта студия пришлась ему больше по душе.
Борису давали роли в московских театрах, но он поехал в провинцию: считал, что нужно больше играть, так закаляется актерский характер и познаются все тонкости профессии.
Двести ролей за пять лет – многим ли такое удавалось? После этого Бабочкин, который уже пробовал себя и в качестве режиссера, и преподавать начал, оседает в Ленинграде.
Две свои первые кинороли Бабочкин сыграет еще в немых картинах. «Чапаев» станет шестой его работой в кино. И принесет ему всенародную славу, любовь и Сталинскую премию, а также звание народного артиста СССР – Борис Андреевич станет самым молодым актером, получившим это звание.
Казалось бы, внешнего сходства у актера и легендарного комдива никакого. Но Бабочкин столь убедительно сыграл, что даже сын Чапаева, как и его сослуживцы, уверял: одно лицо! Фильм стал триумфом: очереди в кинотеатры не заканчивались, люди ходили смотреть картину по нескольку раз.
В 1938 году Бабочкина назначают худруком знаменитого Ленинградского БДТ. Но через два года он переедет в Москву и станет актером не менее популярного Театра им. Вахтангова. Потом будут Малый театр, Театр им. Пушкина и даже командировка в Болгарию на год, где он поставит несколько спектаклей.
– Искусство берет всего человека, целиком... Ему нужно отдать всю жизнь, – записал как-то в дневнике Борис Бабочкин.
Он так и делал. Работа в театре, съемки в кино, статьи в газеты и журналы, преподавание – студенты его боготворили. Но ему все казалось, что он сделал слишком мало, не успел, недодал.
В середине июля 1975 года Бабочкин завез в редакцию «Известий» очередную статью, затем 71-летний артист заехал в Малый театр – обсудить будущую постановку «Чайки», забрать зарплату и отпускные, приличную сумму. По дороге домой почувствовал себя плохо и все что смог – отогнать машину к тротуару. Так и умер: за рулем своего автомобиля, не успев принять лекарство.
Говорили потом, что денег при нем не нашли. На этом даже строилась версия об убийстве. Но никаких подтверждений или улик не обнаружилось. Куда делись деньги, так и осталось тайной.
– Его хватил удар. Умер на месте. А за несколько часов до того он зарплату в театре получил. Но ни денег, ни вещей при нем не оказалось. Все украли – обобрали мертвого, – злился ученик Бабочкина, актер Сергей Гурзо, в разговоре с «Собеседником».