Знаменитая актриса начинала с ролей поросенка и ослика
Мать Лии была актрисой, а родного отца девочка не знала. В 1941 году театр, где служила Юлия Александровна, эвакуировался из Майкопа в Красноярский край. Там женщина встретила Меджида Ахеджакова, театрального режиссера, и вышла за него замуж. Он удочерил Лию, дав ей свое имя и отчество. Его Ахеджакова и считала отцом всю жизнь.
Когда девочке было десять, ее мать и тетя заболели туберкулезом. Ситуация сложилась катастрофическая, и Лия решилась написать письмо самому Сталину: мол, дорогой Иосиф Виссарионович, вышлите, пожалуйста, нам хорошее лекарство, иначе мама и тетя умрут.
К кому уж там на самом деле попало письмо, неизвестно, но просьбу девочки выполнили, и ее близкие были спасены. В ответном письме также содержалось пожелание Лие учиться на «отлично», которое она старательно выполняла.
Выросшая в театральной семье Лия, собиралась стать актрисой. Отец отговаривал: с твоим ростом и внешностью застрянешь в ТЮЗах вечной травести. Девушка прислушалась к совету и поступила в Московский институт цветных металлов и золота (был такой в 1950-е годы) на инженерную специальность. Через полтора года не выдержала, забрала документы и пошла в ГИТИС.
Все случилось так, как предсказывал Меджид Салехович. Дипломированную актрису Ахеджакову отправили в московский ТЮЗ, где первой ее ролью стал поросенок Ниф-Ниф, а за ним последовали образы ослика Иа, воробушка, старух или детей, чаще, к слову, мальчиков. В своем первом фильме она тоже появилась в образе парнишки Пети, на тот момент актрисе было уже 30 лет.
В 1975 году на экраны вышла «Ирония судьбы, или С легким паром». Далеко не главная, но весьма заметная и талантливо сыгранная роль подруги главной героини помогла Ахеджаковой: во-первых, она стала одной из самых любимых актрис Эльдара Рязанова, во-вторых, ее заметили, признали и со временем взяли в «Современник».
Лие Ахеджаковой довелось работать со многими именитыми режиссерами: Анатолий Эфрос, Дмитрий Крымов.
О своей личной жизни актриса предпочитает не распространяться. Первым ее мужем был актер Валерий Носик, с которым они вместе работали в ТЮЗ. Прожили недолго и не слишком счастливо: молодой муж позволял себе попойки с друзьями и интрижки на стороне.
Второй раз Лия Меджидовна вышла замуж за художника Бориса Кочейшвили. Роль кормильца легла на плечи Ахеджаковой, Борис же лишь переживал, что его картины не выставляются и не продаются. Лия и семью тянула, и мужа поддерживала, помогая ему пробиться. Но укреплению семейных уз это никак не помогло. Больше 20 лет назад они развелись. Правда, Кочейшвили остался прописан в московской квартире актрисы. Недавно он собрался жениться, и Лия Меджидовна попросила его выписаться из квартиры, дабы обезопасить себя от потенциальных разборок с недвижимостью. Дело чуть не дошло до суда, но решилось мирным путем: бывший муж аннулировал регистрацию в квартире Ахеджаковой.
После двух неудачных попыток построить личное счастье Лия Меджидовна решила, что ей и одной неплохо. Но когда ей было уже за 60, в ее жизни появился Владимир Персиянинов, на 20 лет моложе. Конечно, поначалу актриса не верила в искренность поклонника, но ему удалось убедить женщину и уговорить ее выйти за него замуж. Надо сказать, что в отличие от многих других молодых мужчин, женившихся на знаменитых женщинах, которые значительно старше их, Владимир остается в тени своей супруги и совершенно не гонится за публичностью.
Супруги счастливы в своем загородном доме, куда часто наведываются давние подруги актрисы – Светлана Немоляева и Алла Будницкая, с которыми Ахеджакова дружит больше 40 лет, со времени съемок в картине «Гараж».
- Возраст – это такая жуткая сволочь. Незаметно подбирается. Я так и не узнала, в чем смысл жизни, - рассуждает Лия Ахеджакова.
Она продолжает активно работать. В свои 82 года по-прежнему снимается в кино. А в период пандемии и карантина страшно переживала, что приходится сидеть, сложа руки, и счастлива была вернуться к работе, когда это стало возможно.