Кинотайны Андрея Миронова: как снимали фильмы с его участием

Андрей Миронов и Юрий Никулин в фильме «Бриллиантовая Рука»

Работа для Миронова всегда была на первом месте - это отмечают и друзья, и любимые женщины

Правда, все они затрудняются ответить, что Андрею Александровичу было более по душе - театр или кино. И тому, и другому он отдавался без остатка. А уж сколько всего оставалось за кадром! Спецкор «Экспресс газеты» Кристина Безбородова собрала самое-самое.

Мальчик ушел в цирк

Миронов вздыхал:

- Мне трудно смириться с мыслью, что для многих зрителей (я это знаю) высшее мое достижение в кино - это фильм «Бриллиантовая рука». Мне это очень горько осознавать.

Как мы увидели по результатам нашего опроса на сайте eg.ru, комедия о приключениях Семена Семеновича Горбункова до сих пор любима миллионами.

Идея сценария пришла в голову авторам после прочтения серии статей журналиста Аркадия Сахнина в газете «Правда», посвященных борьбе с контрабандистами. В одной из этих заметок рассказывалось, что преступники используют в своих махинациях весьма оригинальный способ провозки контрабанды - в гипсе. В итоге в начале марта 1967 года на «Мосфильм» поступила заявка на сценарий, а 22 марта с авторами был заключен договор.

Александра Лисютина работала стоматологом. Была одинокой и страдала психическим расстройством. В апреле 2011-го покончила собой, в очередной раз попав на больничную койку. Ей было 47

Все лето сценаристы Слободской и Костюковский корпели над сценарием, меняя имена героев (к примеру, главный герой сначала носил фамилию Павлик, потом стал Тимошкиным и лишь к началу съемок превратился в Горбункова) и разные коллизии. Поскольку с троицей Балбес - Трус - Бывалый было решено покончить навсегда, подключившийся к работе над текстом Гайдай придумал другое трио: Граф (так изначально именовался герой Миронова) - Механик - Малыш. 31 октября 1967 года в творческом объединении «Луч» состоялось обсуждение сценария «Контрабандист». В целом он был одобрен, но высказывались и отдельные замечания. В частности, было рекомендовано сократить сцены с участием управдомши Плющ, сделать более выпуклой роль милиции (а то, мол, она слишком пассивна), сократить троицу до двух человек, убрав Малыша.

Снимать начали в павильонах «Мосфильма», потом отправились в Сочи. Там, скажем, снимали сцену в кафе «Мороженое», где Граф приглашал Горбункова на рыбалку. Об этом дне Юрий Никулин вспоминал:

- Утром мы приезжаем на съемку эпизода. Гайдай сидит в уголке и делает пометки на полях сценария. Рядом его неизменный портфель, в котором всегда бутылка минеральной воды и пожелтевшая пластмассовая чашка, сопровождающая Леонида Иовича на всех фильмах.

Идет подготовка к съемке. Устанавливают камеру, свет, застилают скатертью столик. Потом долго ищут детей, участвующих в съемке, которые без спросу убежали к морю. Только поправили грим актерам, оператор потребовал поднять на пять сантиметров стол, за которым мы сидим с Мироновым. Плотник набил под каждую ножку по деревянной плашке.

Снова провели репетицию. И тут ассистент режиссера заметил, что надо сменить цветы, которые Миронов подает Гребешковой. Цветы сменили. Пока меняли цветы, растаяло мороженое. Послали за ним человека. На это ушло еще двадцать минут. И вот наконец все готово: стол на нужной высоте, свежие цветы качаются в вазе, мороженое принесено. Включили свет, приготовились к съемке. Но за несколько часов подготовки мы настолько устали и разомлели на жаре, что потеряли нужное актерское состояние. И тогда в кадр врывается Гайдай. Он тормошит нас, громко говорит за каждого текст, подбадривает, поправляет у Миронова повязку на глазу, а у меня кепочку, и наконец мы слышим энергичную команду: «Мотор, начали!» К этому времени мы снова в форме и делаем все, как требуется...

Кстати, «мороженое», которым мальчик попадает Графу в лицо, вовсе не мороженое, а смесь творога с молоком. Кидал его в актера ассистент режиссера. Было сделано восемь дублей, которые Андрей Александрович стоически вытерпел.

После « Бриллиантовой руки» Максим Никулин наотрез отказался становиться актером. Фото Ларисы Кудрявцевой и кадр из фильма

А помните мальчика из «Бриллиантовой руки», который шел по воде? Его сыграл сын Юрия Никулина - Максим. Сцену, где Миронов пинает Максима, не могли снять о-о-очень долго. Он боялся и падал заранее - получалось неестественно. В итоге режиссер Леонид Гайдай сказал Максиму, что не будут снимать этот момент, и в кадре герои просто пройдут мимо него. А Миронова меж тем попросил ничего не менять и хорошенько поддать мальчишке.

- После этого я понял, что кино - это не мое, - смеется Максим, который после школы пошел учиться на журфак в МГУ, а после смерти отца возглавил его цирк.

Следом снимали эпизод неудачной рыбалки, в котором Геша (Миронов) кричит: «Спасите, помогите». Снимали у Белой скалы, недалеко от Туапсе. Актер так пронзительно звал на помощь, что его ор услышали за два километра. Испугавшись, что кто-то тонет, на подмогу послали катер. Пришлось успокаивать спасателей.

После выхода «Бриллиантовой руки» некоторые критики сравнивали Миронова с американским актером немого кино Гарольдом Ллойдом - и тот, и другой отличались элегантностью, способностью к эксцентрическим импровизациям. Среди образов, созданных Ллойдом, был франтоватый персонаж-недотепа, постоянно попадавший в нелепые ситуации. Многие были уверены, что Андрей Александрович для своего Геши Козодева многое скопировал с этого персонажа.


Знаете ли вы, что


Папанова хотели порезать

Частенько все трюки Миронов выполнял сам. Например, в комедии «Невероятные приключений итальянцев в России» висел на ковре, выкинутом из окна шестого этажа, цеплялся за край разведенного моста над Невой, переползал по пожарной лестнице, установленной на крыше автомобиля, едущего со скоростью 60 км/ч. На дно за сокровищем Миронов тоже нырял сам, правда, это была не холодная Нева, а теплое Средиземное море Неаполя.

А на съемках «Берегись автомобиля» Миронов решил сам сесть за руль «Волги», не имея опыта вождения. В итоге он неудачно сдал назад и снес торговые ряды с овощами и фруктами. Обошлось без жертв, но за испорченный товар необходимо было заплатить.

Папанов и Миронов

На съемках этого фильма родился кинодуэт Миронов - Папанов. Правда, тогда режиссеру Эльдару Рязанову показалось, что Анатолий Дмитриевич играет чересчур ярко и смешно. Знаменитые реплики «Положь птичку» и «Тебя посодят, а ты не воруй» принадлежат Папанову. Режиссеру же хотелось от него трагикомизма. И он даже думал переснимать с ним сцены, а некоторые и вовсе вырезать. Но потом времени не хватило. И к счастью, как признавался впоследствии Рязанов.

- Огромное счастье еще и в том, что на пробах я познакомился с Андрюшей Мироновым, - говорил режиссер. - Это знакомство переросло в двадцатилетнюю дружбу. Хотя шероховатости разного рода (а это неизбежно) порой случались и между нами.

Как Миронов захмелел от «лимонада»

Мелодраму «Будьте моим мужем» снимали жарким летом в сочинском пригороде Лоо. Для сцены в ресторане вместо шампанского по бутылкам разлили лимонад. А чтобы при открытии раздался хлопок, оставили его греться на солнце. Начинаются съемки, бутылка не только хлопает, но и выпускает густую пену. Актеры выпивают. И так еще три дубля. Тут режиссер Алла Сурикова заметила, что у Миронова заплетается язык, а Проклова вот-вот упадет со стула. Выяснилось, что хозяин кабака, где проходили съемки, подменил лимонад на шампанское, объяснив поступок: «Как я мог позволить, чтобы любимец публики пил какую-то детскую шипучку?!»

Золотая улыбка

Актер Михаил Козаков вспоминал, как на съемках водевиля «Соломенная шляпка» Миронов испортил ему дубль:

- Повернувшись к нему в кадре после команды «Мотор!», я вдруг увидел, что он широко улыбнулся мне во весь рот, обнажив зубы, которые - все-все!!! - вдруг стали золотыми. Этот гад во время сцены, снимаемой на пленку, умудрился вставить себе в рот золотую фольгу от шоколадки. Я расхохотался - и съемки были остановлены.

Миронова и Козакова связывало не только кино, но и девушка Регина - сотрудница УПДК

Подстава с шоколадкой

На съемках «Год, как жизнь» Миронов сдружился с Василием Ливановым. Как-то раз в минуту отдыха Андрей Александрович принялся с наслаждением жевать перед голодным Ливановым.

- Ты что там ешь? - спросил его коллега.
- Шоколад, - ответил Миронов. - Швейцарский. Восхитительный! Хочешь?

Получив утвердительный ответ, артист протянул «Шерлоку Холмсу» кусочек коричневой плитки. Ливанов чуть зуб не сломал! Угощение оказалось обыкновенным сургучом.

Но Василий Борисович не упустил возможности отомстить шутнику. Когда фильм был почти целиком отснят, он позвонил поздно вечером Миронову как бы от лица помощника режиссера и попросил срочно явиться на «Мосфильм». Якобы надо переснять одну сцену. На часах чуть за полночь, Андрей Александрович - на месте.

- Андрюша ломился в закрытые двери, страшно скандалил, орал. На этот крик прибыли милиционеры, вызванные кем-то из жильцов соседних домов - те подумали, что на улице совершается убийство, - смеется Ливанов.

Боль и слезы

На съемках «12 стульев» Миронов чуть не угробил Любовь Полищук (для 27-летней артисты это была одна из первых ролей в кино). Помните их страстное танго, когда Андрей отпускает руки, и Любовь Григорьевна падает на пол? Эту сцену снимали 14 дублей подряд. Подстелили матрац. Но актрисе все равно было больно. А в последний раз Миронов промахнулся, и Полищук грохнулась на бетон. Эта травма еще долго давала о себе знать. И говорят, отчасти спровоцировала рак позвоночника, от которого артистка сгорела в 57 лет.

Полищук жестко травмировалась на площадке

К слову, члены съемочной группы утверждали, что между Мироновым и Полищук случился непродолжительный романчик. Об этих отношениях заговорили вновь, когда дочка Андрея Александровича стала жить с сыном Любови Григорьевны - актером Алексеем Макаровым.

На съемках Лидии Николаевне было не до шуток

Серьезной травмой могла закончится работа на «12 стульях» для Лидии Федосеевой-Шукшиной, которую режиссер Захаров взял без проб (как и Миронова с Папановым). Дубль за дублем актриса играла сцену, где на нее падает карниз - не бутафорский, а самый настоящий. Вспоминала потом, что боли почти не чувствовала, лишь старалась «удачно» выгнуться, когда понимала, что сейчас на нее будет рушиться декорация. Эти съемки Федосеевой-Шукшиной дались тяжело. Они совпали с большим горем в семье: ушел из жизни ее муж - Василий Шукшин, а вслед за ним - и отец артистки. На съемки самой веселой сцены - свадьбы мадам Грицацуевой и Остапа Бендера - Лидия Николаевна пришла с похорон. Играла эпизод, а потом уходила и плакала. Именно поэтому она отказалась сама петь в кадре.


Кстати


Террорист-любовник и несостоявшийся вор-карманник

Даже самым гениальным и популярным артистам иногда отказывают на кинопробах. Миронов не исключение.

Женя Лукашин

Актер безумно хотел сыграть Лукашина. А Рязанов предлагал ему лишь Ипполита. Но после долгих уговоров режиссер пошел Миронову навстречу.

- Говорю ему: «Я сделаю с тобой кинопробы, и если ты меня убедишь, если будешь естественным - возьму», - делился Эльдар Александрович. - Я выбрал сцену, где Лукашин рассказывает о том, что когда-то он был влюблен в какую-то девушку, но она предпочла его друга Павла, которого играл Ширвиндт - давний закадычный дружок Миронова, и так у него эта любовь не состоялась. Андрюша старался выглядеть застенчивым, этаким мягким и милым и сыграл неплохо. Но те, кто смотрел кинопробу, ни на секунду не поверили в то, что этот герой - такой. Потому что, грубо говоря, из каждой перфорации выглядывал террорист-любовник.

Миронова не утвердили, а от роли Ипполита он отказался.

Жорж Милославский

Изначально Гайдай писал сценарий под Юрия Никулина. Именно его без проб режиссер планировал снимать в роли Ивана Грозного и управдома Бунши. В пару к Никулину напрашивался Миронов: после «Бриллиантовой руки» их дуэт стал бы очередным успехом. Но Юрий Владимирович отказался: болел после затяжных зарубежных гастролей с цирком. К тому же он считал, что фильм не пропустят цензоры и положат на полку. Так в картине появился Юрий Яковлев, с которым Миронов плохо смотрелся в кадре, и его заменили Куравлевым.

Паша Голиков

«Где находится нофелет?»

Скромного холостяка должен был играть Александр Панкратов-Черный. А бабника Гену - Миронов. Но когда их обоих утвердили, Андрей Александрович попросил поменяться.

- Андрей мне говорит: «Я столько этих ловеласов переиграл. Фигаро играю на сцене в Театре сатиры и в кино. Это меня уже утомило. Хочу сыграть скромненького мужичка, который не может найти себе пару», - рассказал Панкратов-Черный. - Мы пошли к режиссеру, поговорили и убедили.

Меньшов стал «холостяком» из-за смерти Миронова

Это было летом 1987-го. Через месяц должны были начаться съемки. Миронов уехал на те самые роковые гастроли Театра сатиры в Ригу… На эту роль взяли Владимира Меньшова.


Посчитали - удивились

- Когда он получил солидный гонорар, то посмотрел на меня округлившимися глазами: «Таких денег мне ни одна женщина никогда не платила…»