Елена Вяльбе: «В лагере мой дедушка, чтобы выжить, отрубил лопатой руку»
Лыжный чемпионат мира в Оберстдорфе в самом разгаре. Но мы хорошо подстраховались. Даже если наша команда недоберет медалей, можно компенсировать неудачу ностальгией по старым триумфам. Благо что кино такую возможность подготовило. Главная кинопремьера марта - байопик Николая Хомерики «Белый снег» о советской лыжнице Елене Вяльбе. Той, что в своей знаменитой розовой шапочке 14 раз получала золотые медали чемпионатов мира по лыжным видам спорта.
Елена Вяльбе, без преувеличения, женщина-глыба, проявившая себя успешно везде и во всем. Завершив карьеру 24 года назад, она и сегодня на пике активности. В 46 лет завела третьего ребенка. Успешно совмещает должности главного лыжного тренера и президента Федерации лыжных гонок. Не отстает от модных веяний. Активно ведет Instagram*, запиливает сторис. А в пандемию еще и приняла участие во флешмобе, исполнив у себя на огороде танец под модную песню Uno группы Little Big
Но это кино для тех, кто помнит события 1997 года и кто знает, что Бельмондо - это не только мужчина, но и женщина. Причем главная соперница Вяльбе. В свое время победу нашей лыжницы над итальянкой мог определить только фотофиниш.
…Ее называли «магаданским самородком», «ударом с востока»… «Белый снег» рассказывает историю жизни великой лыжницы, начиная с восьмилетнего возраста, вплоть до тридцатилетия, когда она приняла решение покинуть спорт и заняться воспитанием ребенка.
Перед завершением карьеры Вяльбе согласилась поучаствовать в чемпионате мира 1997 года в Норвегии, чтобы выручить команду, где и случился завершающий триумф ее спортивной карьеры.
Летом мне довелось побывать на московском этапе съемок «Белого снега». В павильоне выстроили магаданскую избушку, где жила Лена в детстве. Войдя внутрь, Вяльбе чуть не расплакалась. Узнала все, вплоть до рисунка обоев.
Вот ведро воды с полешком, чтобы не обледенела. Рычащий холодильник, ковер на стене. Стол. Печка, на которой утром находили замерзших тараканов, тщетно искавших тепла. Стол, придвинутый к окну.
- Здесь от окна намерзала за ночь глыба льда, - вспоминала лыжница.
С пяти лет она знала, как правильно колоть дрова. Как ухаживать за поросятами. Как ловить рыбу. Научил любимый дедушка, виртуозно владевший этим промыслом, несмотря на то, что имел всего одну руку.
Тут надо сказать, что история семьи Вяльбе (до замужества Трубицыной) - такая жесть, что вам и не снилось. В 1937 году, по словам Елены Валерьевны, ее дед, бывший военный атташе из Ленинграда, был репрессирован и выслан на Колыму. За что - не знают до сих пор: дело засекречено. "Когда дед на каторжных работах уже не мог копать вечную мерзлоту - отрубил себе кисть руки лопатой", - рассказала спортсменка.
Чтобы быть рядом с любимым, бабушка, работавшая поварихой в том же лагере, обварила руку горячей кашей. После этого оба попали в больницу, а потом - в другой лагерь, уже магаданский. Работа у дедушки стала полегче: он начал выдавать белье.
К сожалению, эта страшная история в фильм не вошла. Единственная жесть, попавшая на экран - лыжная мазь «Темп» в жестяной баночке. Именно она сыграла решающую роль в судьбе Вяльбе.
- А лыжная мазь будет? - спросила Лена тренера в ответ на его предложение пойти в лыжную секцию.
В советские времена за «Темпом» охотились как за альтернативой жевательной резинки: мазь изготавливалась из натуральной смолы. Тренер, конечно, пообещал девочке неограниченный доступ к запасам.
Бежать от суровой жизни
Многого ожидать от фильма не нужно, как от всего, что снято «так, как оно было на самом деле». Искусство требует вымысла, которому в «Белом снеге» не нашлось места. Когда Вяльбе спрашивали, довольна ли она сценарием, та отвечала, что очень. Поскольку с ее слов тот и писали. Да и на съемках она присутствовала плотно, плечо к плечу с режиссером. Благо что и повод был: роль Елены Вяльбе в детстве играла ее маленькая внучка Ангелина.
Можно представить, в какие вилы попал Николай Хомерики, который терпеть не может снимать коммерческое кино, но жизнь заставила. Начинал Хомерики как арт-хаусный режиссер, но, увы, его имя стало нарицательным для обозначения всяческих убытков. Фраза «Коля-одна-копия» родилась после провала картины «Сердца бумеранг», которая была проигнорирована всеми кинотеатрами и вышла тиражом всего один экземпляр.
После неудач с большим кино взялся за сериалы, потом снял «Ледокол»… Теперь - патриотический «Белый снег» под строгим присмотром.
Понятно, что спортивная тема сейчас в тренде. Но Коле не позавидуешь. Лыжи, в отличие от биатлона, фигурного катания или футбола - не зрелищный вид спорта. Человек, лыжня, белый снег. Что снимать? Как снимать?
Но здесь надо отдать должное мастерству Хомерики: гонку в Тронхейме он показал достойно. И уж если стоит смотреть это кино - так это ради нее. Нет, не «Движение вверх», конечно, и никаких тебе специальных летающих камер, но есть и драйв, и подтекст.
Как так получилось, что девочка из Магадана стала величайшей лыжницей? Когда смотришь на бескрайнее белое поле и маленькую фигурку в розовой шапочке, понимаешь: так быстро бежать можно было только от суровой жизни.
*Организация запрещена на территории РФ
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов