К умирающей Екатерине Градовой вызывали экстрасенса

Московский театр Сатиры. Спектакль «Чудак» по пьесе Назыма Хикмета в постановке Валентина Плучека. В роли Нинель — Екатерина Градова. Фото: Строков Михаил/© «ИТАР-ТАСС»

А крестный сын «радистки Кэт» разбился насмерть на мопеде

Сегодня, 22 февраля, пришла печальная весть: скоропостижно скончалась актриса Екатерина Градова. В октябре первая жена Андрея Миронова, блеснувшая в роли радистки Кэт в «Семнадцати мгновениях весны», могла бы отметить 75-летие. Единственной любовью своей жизни она называет бывшего супруга, хотя через четыре года после его смерти вышла замуж за физика-ядерщика и даже венчалась с ним.

Полистаем ее фотоальбом.

Актрисой она становиться не собиралась, и уж тем более строгие родители не желали ей такой судьбы. Мама Раиса сама была актрисой, а отец — членкором Академии архитектуры. Катя с детства имела тягу к иностранным языкам и после школы пошла в иняз. Но вскоре втайне от родителей поступила в Школу-студию МХАТ. Будучи студенткой четвертого курса, сыграла в Театре им. Маяковского в спектакле «Таланты и поклонники», на репетициях которого сблизилась с актером Максимом Штраухом. Он был старше на 46 лет и крепко женат почти на ровеснице — актрисе Юдифи Глизер. Та неизлечимо болела, и юная Катенька вызвалась быть ей сиделкой. Вскоре женщина умерла, и Градова поселилась в квартире Штрауха. Но едва была принята в труппу Театра сатиры, эти отношения закончились. Почти. (Об этом ниже.)

Фильм-спектакль «Таланты и поклонники», 1969 г., Негина — Екатерина Градова, Мартын Прокофьич — Максим Штраух

Не успела Катя прийти на новое место работы, о ней зашептались:

— Ой, какие ножки, какие ручки! Красивая, но такая аморфная! Ноги иксом, жила в Театре Маяковского с древним стариком Штраухом, обобрала его с ног до головы, теперь у нас кого-нибудь оберет. У нас старичков много…

Но до старичков дело не дошло. На Градову, еще когда она играла в Маяковке, положил глаз почти 30-летний Андрей Миронов.

— Она будет моей женой! — твердо заявил тогда актер другу Александру Ширвиндту. И слово сдержал.

«Приближается момент встречи с Андреем...»

Предложение Андрей сделал 22 июня.

— Это день, когда немецко-фашистские войска перешли границу дозволенного, — говорила потом Градова, вспоминая их первое свидание, когда Миронов приехал за ней на съемочную площадку «Семнадцати мгновений...» на своей белоснежной «Волге» в темно-синей штапельной рубашке в белый горошек (кусочек этой ткани Екатерина Георгиевна хранила всю жизнь).

Властная мама Миронова была против этого брака. Она собрала всю информацию о невесте сына — там были и Штраух, и очень много других мужских фамилий, но главное — пугала мать невесты. Та была секретарем парторганизации Театра Гоголя и, следовательно, носила невидимые миру погоны. Но в конце концов Мария Владимировна успокоилась, теша себя мыслью, что таким образом Андрюша порвет с Натальей Фатеевой, которую считала дамочкой распутной и пошлой.

30 ноября 1971 г. Кутузовский загс г. Москвы

В многочисленных интервью 2016–2018 годов (Екатерина Георгиевна нарушила многолетнее молчание, потому что «приближается момент встречи с Андреем, и я должна оставить память о том, что это был за человек») Градова будет уверять, что Миронов очень хотел троих детей и уютной семейной жизни, но при этом мог себе позволить не только дружеские объятия с другими женщинами. В беседе с журналистом «МК» Мариной Райкиной она признавалась, что измены начались, едва родилась Маша:

— Он вернулся из Италии со съемок «Невероятных приключений...», стоял в дверях, говорил: «Ты не представляешь, как я себе гадок. Ты посмотри на жену моего друга — она же терпит. Ну, еще лет десять потерпи. Зато, когда мы переступим через это, какая будет гордость, какие красивые дети будут рядом…»

Тогда она переступила. Правда, говорят, на эмоциях переехала к до сих пор сохнущему по ней 73-летнему Штрауху. Но тот уже был совсем плох и вскоре умер, завещав Кате все движимое и недвижимое имущество.

Измены Миронова она терпела еще несколько лет, пока не застукала с давней партнершей по «Сатире» Ниной Корниенко. В тот день Андрей сказал, что уезжает на гастроли, а сам поехал к Нине. Градова его выследила и всю ночь просидела в ее подъезде, потому что на звонки в дверь никто не реагировал. Утром Миронов, крадучись, вышел из квартиры любовницы.

— Катя устроила скандал с дракой. Андрюша убежал. А соперницы таскали друг друга за волосы, — сплетничали актрисы из «Сатиры». — Потом поставили чайник и стали пить чай. А в этот же момент Миронов в своем доме на Герцена «случайно» уронил ключи в шахту лифта… Браку финито! Андрей переехал к матери, не взяв ничего — считай, в одних трусах сбежал. А Градова, о которой в театре говорили «дура дурой», отхватила роскошную квартиру с мебелью. Как и предрекалось с ее приходом.

Пройдут десятилетия. Градова будет винить себя в смерти Андрея:

Менакер говорил: «Терпи, он любит только тебя. Эти девчушки — случайные связи». Мария Владимировна умоляла: «У тебя муж — Моцарт. Прощай его. Разводом ты его убьешь!» Но я подала на развод. Потому что гордой была, не понимала, что величайшее предназначение женщины — растворяться в муже, принять его точку зрения.

«Спаси! Помоги!»

В Машеньке мама Катя и бабушка Раиса души не чаяли. Опекали как могли. Но в пять лет девочка заболела. Двусторонняя пневмония, а пьяный хирург решил, что это аппендицит, и разрезал ее.

— Состояние было критическое. Я колотила в стену кулаками, разбив костяшки до крови. Не понимала, кому молиться, но кричала: «Спаси! Помоги!» И моя доченька выжила, — делится Градова. — Мне было 33. Когда Машуньку выписали, я крестилась и крестила ее.

Июнь 1973 г. и в 2006 г.

А потом она сама заболела. Угасала от неизвестного недуга. Похудела до 40 кг. К ней приходили даже экстрасенсы, но и они оказались бессильны. Почти восемь лет она боялась на улицу выходить, постоянно теряла сознание.

— Меня отпустили из больницы на Новый год. Маме сказали: «Это может стать ее последний праздник», — рассказала актриса. — К нам пришел батюшка. Он меня и спас.

К слову, ее мама, перенеся тяжелейший инсульт, в 2004-м приняла постриг и стала матушкой Даниилой. И прожила еще семь лет, хотя ни один врач не верил в ее исцеление.

Второй муж

— Чудеснейший человек с чистейшей душой, мужчина с большой буквы, — такими эпитетами наградила его Градова.

Игорь Тимофеев, физик-ядерщик

Все эти невероятные качества она открыла в Игоре в паломнической поездке в Оптину пустынь. Женились в 1991-м. Тогда же и венчались. А через год взяли из приюта, при котором помогали строить церковь, годовалого Алешу.

Приемный сын

— Рос он непросто — очень тяжелая наследственность сказывалась. Хотя в чем-то талантлив, — говорит о приемном сыне актриса.

Алексей Суховерков, куланар-раздолбай

Веселая юность с девочками и чрезмерными возлияниями не обошли стороной парня. На него, поселившегося в квартире, оставшейся от Андрея Миронова, постоянно жаловались соседи. Даже милицию вызывали. Спустя время, конечно, остепенился. Пристроился в ресторан в Балашихе. Как о шеф-поваре о нем были самые прекрасные отзывы: «Он, словно художник, творит кулинарные шедевры на тарелке вместо холста», «Леша — маг и чародей! Творческий подход к каждому блюду!», «Шеф достоин "мишлена". И не одного. Виртуоз!» Но опять что-то пошло не так, и место Алексея сейчас занимает Павел. Говорят, тоже суперклассный повар.

Алексей Суховерков, куланар-раздолбай

 

Крестник Сережа

Вскоре после второй свадьбы Градова с мужем приобрели домик с участком в 20 соток в деревне Горки Владимирской области. Каждое лето выезжали туда с приемным сыном. Помогали восстанавливать разрушенный храм, занимались с местной ребятней. Был среди этих детей маленький Сережа из многодетной семьи. Мальчик тянулся к прекрасному и казался Екатерине Георгиевне особенным. Она стала его крестной матерью.

Сережа из Горок, особенный мальчик

— Приезжаем однажды, а он мне выдает: я уже не курю! Мальчишке три года было, — делилась Градова в программе «В поисках Бога» на канале «Спас». — Он и потом не закурил. Как только затягивался, начинал слепнуть. И не выпивал, как его сверстники.

А в 19 лет его не стало — разбился на мопеде.

Фото Руслана Вороного

Внук Андрюша

— Миронов мечтал о сыне. Хотел назвать Андреем. Однажды привез из Испании три браслета: Мария, Андрей, Екатерина — для наших детей. Но Андрея он не дождался, — вздыхает Екатерина Георгиевна. — Если бы Миронов увидел внука, ни на минуту не отпускал бы его от себя. Андрюша вобрал в себя все самое прекрасное, что есть в двух семьях. Он в самом начале пути. С моей точки зрения, у внука есть будущее в режиссуре. Он продолжит дело деда. Миронов же последние годы говорил, что очень устал от ролей, от съемок, пробовал себя как режиссер, сделал пять постановок. Не случись беды, не сомневаюсь, что возглавил бы театр после Плучека.

Внук Андрюша, самый талантливый

Фото из личного архива семьи