Не стало народного артиста РСФСР Андрея Мягкова. В свое время «Экспресс газета» готовила большой материал к очередному юбилею Андрея Васильевича и обзванивала его коллег с просьбой рассказать о нем. Сегодня мы публикуем эти воспоминания.
Олег Басилашвили, актер:
- С Андреем мы встречались только раз - на «Служебном романе». Я отрицательного героя играл, он - положительного. И сразу обратил мое внимание на себя тем, что был чрезвычайно придирчив к себе. Для меня это является высшим критерием актерского дарования. Человек, который недоволен тем, что делает, старается все делать лучше. Он не ходит надутый, как пузырь, и не рассказывает о своих любовных приключениях, считая, что он - пуп Земли. Он тот, который стесняется говорить о себе. А то, что клокочет внутри, выражает на сцене и экране.
Мягков - одна из ключевых фигур российского театра, он сделал крайне много. Каждая его роль - достижение. Прежде всего это великолепный театральный актер. Однажды поразил меня в «Трех сестрах», в роли мужа Маши - Кулыгина.
Был последний акт пьесы. Он играл человека, который знает, что его жена влюблена в полковника Вершинина, и что у них роман. Но он так ее любит, что пытается делать вид, что ничего нет. В образе своего героя подчеркивал его неумелую начитанность. Последнюю фразу - «Конечно, я умный человек. Умнее очень многих, но счастье не в этом!» - так произнес, что для меня стало ясно зачем, написана пьеса «Три сестры». Это было как бомба для меня. Для этого и надо обладать большим актерским нутром и даром, чтобы прочувствовать беду своего героя, его беспросветную жизнь, его трагедию.
Александр Пятков, актер:
- Я с Андреем снимался в «Гараже». Помню, у нас была пьянка-гулянка после съемок. С ним всегда было весело. Он великолепный кино- и театральный актер. Любимчик публики, любимчик Эльдара Рязанова. Тот к Андрею всегда по-доброму относился, потому что в нем был кураж, талант.
Помню, как мы пустили шапку по кругу, чтобы собрать деньги на фуршет. И Мягков очень красиво гулял, поддерживал компанию. В этом была его легкая гениальность, странность, загадочность. Он внутри оставался свободным, самодостаточным, всегда жил своей жизнью. За ним было интересно наблюдать: никогда не озадачивался, что о нем думают люди, что за спиной говорят. Какой есть, такой и есть.
Его некую странность могу сравнить со Смоктуновским. Никто не может разгадать его ход, реакцию. Настолько нестандартен, нестереотипен, непостижим, чем и интересен. Плюс у него феерический эмоциональный диапазон. Светлый, лучистый, очаровательный.
Игорь Ясулович, актер:
- С Андреем и с его супругой Настей Вознесенской я где-то на съемках познакомился. А чаще всего мы пересекались в доме у Ии Савиной. Замечательные посиделки: много шуток, анекдотов, импровизаций. Они очень долго вместе. Я со своей супругой столько же живу и не вижу в этом ничего из ряда вон выходящего, это нормальное состояние. Раньше мы тесно общались, а потом реже стали, все меньше появлялось поводов пересечься, посидеть. Это когда были молодые, после спектакля встречались.
Дмитрий Астрахан, режиссер:
- Мы с Андреем работали вместе. Очень необычный и одаренный артист. Мне понравился его обстоятельный подход к работе. Очень скромный, непритязательный, полностью направленный на дело, а не на мишуру. Большой мастер. С ним и по-человечески приятно общаться. Я как зритель смотрю его на экране. Его герои трогательны, закомплексованы, ранимы, эти люди очень близки и понятны нам. У него огромный талант, он играет о всех нас и о каждом. Спокойный и тихий человек, но всегда может в компании артистов и пошутить - очень интеллигентно и изящно.
Лионелла Пырьева, актриса:
- Андрей снимался в «Братьях Карамазовых» у Ивана Пырьева и очень хорошо сыграл Алешу. Ивану Александровичу Мягков очень нравился. Серьезный человек, не лишенный дара общения с коллегами. Не высокомерен, с отличным чувством юмора.
Лариса Малеванная, актриса:
- Мы с Андреем вместе снимались. В картину «Гроссмейстер» я пробовалась с Арменом Джигарханяном, а утвердили нас с Мягковым. Он сразу произвел хорошее впечатление на всех. У него всегда было чувство собственного достоинства, которое он не выпячивал. Не заискивал ни перед кем, со всеми были ровные отношения. У него замечательное, тонкое чувство юмора. Часто можно было услышать веселый и детский его смех. Если в актере этого нет - очень плохо.
Мы с Андреем очень похожи, мне он близок по духу. Я тоже долго проработала в театре, но никогда не была в гуще событий, всегда последней узнавала театральные новости. Мне кажется, это называется самодостаточностью. Мне никогда не бывает скучно с собой. Думаю, и ему тоже. Сейчас стало принято у актеров выворачивать свою жизнь наизнанку, рассказывать обо всем, а ведь должна оставаться какая-то загадка.
Наталья Тенякова, актриса:
- У них замечательная семья. Андрей на сцене МХТ поставил спектакль «Ретро», где Ася (Вознесенская, супруга Мягкова. - Прим. ред.), я и моя дочь Дарья играем. У него с женой такая любовь, которая вместе с ними уже отдельно живет. Совместный интерес друг к другу они холят и лелеют. Изумительные люди, тонкие, мудрые. Настоящие интеллектуалы. А столько стихов наизусть знает Ася! Такого человека больше нет. А Андрей - не только актер и режиссер, еще писатель и художник. Это люди возрожденческого типа, большие художники, с ними всегда безумно интересно.
Раньше наши дачи были рядом. Мы жили в одном поселке, а когда появились внуки, мы переехали. Это редкая пара. Невероятный вкус. Я всегда поражалась, как они одеты. «Где ты, Ася, это купила?»- спрашивала. И слышала в ответ: «Представь себе, нашла на даче, вот где-то в Зеленограде нарыла. Кепочку, кофточку». Они фантастически одеты. Она умеет видеть то, что не видим мы. Это называется вкусом.
Андрей пережил тяжелейшую операцию на сердце. Ася ездила с ним, ни на шаг не отходила в Германии. У Андрюши давление - как она волнуется! Это такое единение и любовь, редчайшее явление в нашем мире. И драма то, что у них нет детей. Они любят Дашу, мою дочь. Когда появились внуки, и Гоша - старший сын Даши - лежал в коляске, Ася была первой, кто его увидел, когда малыша из роддома на дачу привезли. Заглянула в коляску и сказала: «Боже мой, это будет поэт!»
Владимир Меньшов, режиссер и актер:
- Мы учились с Андреем и Настей на одном курсе в Школе-студии МХАТ, но сейчас мало общаемся. У нас не враждебные, но и не дружеские чувства. Непростые отношения...