Земфире* не понравился фильм Литвиновой
- Ты, Литвинова, птица заморская, хоть с экрана-то нам улыбнись, - просил модный поэт Тимур Кибиров. Рената Муратовна послушалась и улыбнулась новым фильмом «Северный ветер», женским вариантом «Игр престолов». Кино представляет собой череду сценок большей или меньшей степени забавности про то, как один «северный матриархат» празднует Новый год. Бесконечно, «до полного обнуления».
Кино снято по пьесе Литвиновой. В главной роли - Литвинова. Режиссер она же. Монтажер она же. В основе призрачного сюжета - сон, увиденный Ренатой. В сумме получаем очень авторское кино, про которое критики хором заявили, что это лучшее творение Литвиновой.
- Это будет в первый раз, когда вас будут хвалить все. Этот фильм вызовет восторг всеобщий. Вы находитесь на пороге такой безумной похвалы, что даже страшно, - неистовствовал Дмитрий Быков**.
Накануне премьеры гуру отечественной словесности взял интервью у Ренаты, в котором традиционно поучал, давал советы, изрек пошлый слоган «сосу за еду», а в финале похлопал лапой собеседницу, сообщив, что ее ждет небывалый успех.
Хотя Дмитрий Львович и большой - ему видней, но после встречи с богом его предсказания не сбываются. Фильм особенно не хвалят и нетрудно догадаться, почему.
Вспомним, что «Северный ветер» вырос из постановки МХТ. И хотя спектаклю уже четыре года, поклонники до сих пор усердно скупают все билеты, так что простому человеку увидеть постановку невозможно. Фанаты, ясное дело, очень хвалят: там все очень красиво. Рената красиво курит, многозначительно постукивает по предметам длинным накладным ногтем. А еще, конечно, ходит: туда ходит, сюда ходит… Что еще нужно?
Поскольку билеты в кино армия поклонников скупить не смогла, с кино все вышло иначе. До конца зрелища долетела редкая птица. Народ покидал зрительный зал, недоуменно пожимая плечами. Мол, о чем это? Но это вопрос не для Ренаты.
- Можно же не жить в реальности, - сказала она в интервью Познеру. - Можно нарисовать на стене мелком дверь и уйти туда.
«Северный ветер» - фильм за нарисованной дверью. Там нас ждет вереница открыток с изображением затхло-прекрасных интерьеров. Там царит такой бардак, что в нем теряется даже сюжет, поэтому перед походом в кино настоятельно рекомендуем глянуть трейлер, где суть проговорена более или менее внятно.
…В великом матриархате все пошло наперекосяк, когда сын Бенедикт (Антон Шагин) объявляет о помолвке. Избранница сына, красавица Фанни (ее играет дочь Литвиновой Ульяна Добровская) имеет неосторожность провозгласить тост:
- Я хочу, чтобы ты любил меня до гроба и после гроба.
Надо же такому случиться, что девушка погибает в авиакатастрофе, а желание сбывается. Жених Бенедикт остается несчастным, потому что не может ее забыть. Чтобы сгладить неприятности, он женится на Фаине, сестре погибшей возлюбленной. Однако супруга в исполнении Софьи Эрнст оказывается совершенно отвратительной дамой. За устранение негодницы принимается мать (Рената Литвинова). В итоге героиню Софьи Эрнст, ко всеобщему облегчению измученных зрителей, ждет жестокая расплата.
Отдельные сценки в фильмы очень смешные. Помимо интерьеров глаз радует умный ворон, дающий прикурить Ренате, удивительная стимпанк-система для самоудовлетворения главной героини и винная капельница-вешалка. Вино поступает прямо в вены членам семейства.
- Мы пьющие, зато красивые, - справедливо отмечает героиня Литвиновой.
И это все о ней…
С глубиной не задалось, но при большом старании можно назвать фильм историей о смерти или историей о старости. Нетрудно догадаться, что женские героини изображают саму Ренату Литвинову во всех ее возрастах и во всех ипостасях. Удивительно похожая на Ренату дочь, по сути, играет сюжет из фильма Ренаты «Небо. Самолет. Девушка». Очень похожа на Ренату и Ходченкова, изображающая циркачку в облезлой кроличьей шубке (ей предстоит звонить негодной жене Бенедикта «три раза днем и 20 раз после спектакля» и притворяться его погибшей возлюбленной).
Ипостась Ренаты - это и племянница (Манана Тотибадзе). У девушки уродливый носище, из-за которого она не может выйти замуж. Пластический хирург, влюбленный в девушку, делает ей операцию, а она вместо благодарности изменяет ему с женщиной.
Носатая племянница-лесбиянка - это тоже про нее, про Литвинову.
- Моя мама считает, что у меня очень некрасивый нос, - сказала Рената в одном из интервью.
- Литвинова манерничает, как переехавшая в город деревенская гувернантка, которую барыня научила лесбиянству, - зло заметил один критик.
Над всеми своими ипостасями Литвинова горделиво возвышается. Она и смешнее, и лучше, и симпатичнее даже собственной дочери. Хотя, может быть, единственная ошибка - это Татьяна Пилецкая, играющая мать главной героини. Легендарная 93-летняя актриса («ласковая сука», как о ней написала Татьяна Доронина) и крестная дочь живописца Кузьмы Петрова-Водкина играет так, что на ее фоне все кажутся реквизитом.
Наверное, не стоит искать смыслы картины слишком тщательно. И воспринимать кино как бабушкин сундук, в котором можно порыться и поудивляться некоторым совершенно непонятным вещам. Но как не вспомнить в этом месте историю про Толстого и Лескова.
- В этой вещи виден переизбыток таланта, - деликатно прокомментировал Лев Николаевич написанную Лесковым мутотень.
Избыток таланта виден и в «Северном ветре». И возможно, правы те, кто уверял, что Литвинову нельзя отпускать в свободное плавание и ее талант существует только в строго очерченных режиссером рамках. А в противном случае - необузданная фантазия граничит с бредом.
Кстати, Литвинова жаловалась, что Земфире* фильм не понравился, она даже назвала автора косноязычной, хотя музыку все же написала. И, на наш взгляд, если уж ради чего стоит досмотреть кино - так это ради эпизода с микропесней Земфиры*: «Я злой человек, я твой человек», вдыхающей в эту картину хоть немного драйва и жизненной силы.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов