Увлекательная жизнь самого русского писателя Николая Лескова

Николай Семенович Лесков. Фото: Globallookpress.com/© Viktor Gritsuk. Рис.: Валентин Дружинин

Жизнь классиков порой не менее увлекательна, чем творчество

Даже женившись второй раз, он до конца дней навещал в психушке первую супругу. За злободневные статьи его не раз пытались избить. А еще его ехидно называли «травоедом». 16 февраля 1831 года родился Николай Семенович Лесков - отец мастерового Левши и леденящих кровь переложений шекспировских сюжетов.

Рабочий кабинет Лескова походил на склад древностей и диковинок. Гость завороженно рассматривал десятки картин, часов и безделушек, привезенных из путешествий по России и Европе. Осмотру достопримечательностей Николай Семенович предпочитал блошиные рынки. Одних часов на его столе стояло пять штук, а стопки книг высились, как башни. Собирая материал для статей и очерков, он много говорил с людьми. И общение это не всегда было приятным.

Барахло собирал

Поджигатели и разжигатель

- Хозяевам домов, в которых он появлялся, не приходилось опасаться, что кто-нибудь заскучает. Завоевывая общее внимание кипучестью своего темперамента, Лесков царил и властвовал, - вспоминал сын писателя Андрей.

Новости, слухи, сплетни - Николаю Семеновичу до всего было дело. В мае 1862 года он под псевдонимом Стебницкий написал о петербургских пожарах, в которых обвинил революционных студентов. Там же прошелся по огнеборцам, которые «являлись на пожары [не] для действительной помощи, а для стояния». В ответ либеральная общественность обозвала писателя доносчиком, а император Александр II отозвался:

- Не следовало пропускать, тем более что это ложь!

Лескову пришлось срочно убираться из столицы. Зуб на него имели также анархисты-коммунисты из «Коммуны Слепцова», в которую Лесков внедрился, чтобы собрать материал. По рассказам, участники делили между собой все: вещи, деньги, женщин. В вынужденной «командировке» Стебницкий-Лесков отличился вновь.

От революционеров сбежал

Тумаки и пендели

- Да что ваша Россия - темень одна да царь-тиран, - так грубо отозвался при знакомстве с писателем немецкий бюргер. Лесков гнал обидчика по улице, охаживая увесистой тростью. О самом писателе можно сказать его же словами:

- Мы народ дикий, и ни с чем не можем обращаться бережно: гнем - не парим, сломим - не тужим.

Родные запомнили Николая Семеновича как человека беспокойного. Его выгнали из школы, где выходками и строптивостью он достал воспитателей. Отсутствие аттестата впоследствии сильно ему мешало. Своих и чужих детей он учил нравственности с помощью крепких подзатыльников. Яростный нрав не оставлял равнодушными знакомых. Его либо горячо любили, либо люто ненавидели.

- Я мученик своего характер, - говорил о себе писатель.

Детей подзатыльниками поучал

Поповская чехарда

Чиновники, купцы, свободолюбивая «либерастня», коллеги - всем доставалось язвительное слово. Писатель высмеивал наивных революционеров, обсуждавших планы обустройства «прекрасной России будущего». «Умные дураки» и «глупые умники» - так он характеризовал их. Злой роман «На ножах», как назвал его Максим Горький, послужил вдохновением для «Бесов» Достоевского. Федор Михайлович сокрушался, что не может превзойти гения.

Особой критики удостоилось духовенство. Из-под пера писателя вышел саркастический очерк «Поповская чехарда и приходская прихоть». А в «Соборянах» выведена галерея отвратительных и комичных священнослужителей. Подобно Льву Толстому, Лесков обличал пороки тех, кто прикрывается Христом, забыл заповеди.

Попов-лицемеров обличал

Вегетари-графство

С графом Толстым Лескова связывало не только взаимное уважение. Лев Николаевич объявил собрата по перу «самым русским писателем». Тот же назвал Толстого «святыней на Земле». И вслед за ним полюбил брокколи.

- [Уважения достойны] только «сердобольники», которые не едят мясной пищи не потому, что считают ее нездоровой, а из жалости к убиваемым животным, - писал Лесков. - Я до 47 лет пил вино, курил сигары и папиросы и ел мясо и все это почитал для себя за необходимое. В конце этого периода у меня обнаружились припадки жестокой нервной болезни, известной под именем «грудной жабы».

Животных из сострадания не ел

За многочисленные статьи о пользе плодово-овощной диеты Лескова прозвали «травоедом». Он не обиделся. Критикам отвечал, что своею «нелепостью» уподобляется Пифагору, Платону и Иоанну Златоусту. И в 61 год способствовал изданию первой русской поваренной книги для вегетарианцев - «Наставление к приготовлению более 800 блюд, хлебов и напитков для безубойного питания со вступительной статьей о значении вегетарианства и с приготовлением обедов в 3 разряда на 2 недели».

Жену в психушку сдал

Не оставил в беде

Жизнь нашего героя сотрясали внутрисемейные скандалы. В 1863 году жена Ольга Смирнова обвинила Лескова в побоях и потребовала развод. За несколько лет до этого супруги пережили смерть маленького сына Дмитрия. Вместе они прожили 11 лет. Истерики жены становились все более разрушительными... В 1878 году у Ольги диагностировали параноидальную шизофрению. Следующие 31 год жизни она провела в психиатрической больнице Св. Николая Чудотворца в Петербурге, пережив мужа на 14 лет. До смерти Николай навещал свою Оленьку, хотя и был давно женат вторым браком. Больница стоит и поныне. Здесь лечился писатель Даниил Хармс, принудительно содержался поэт Иосиф Броский, косил от армии Виктор Цой.


Имей в виду


Лента времени

Блоху подковал

Рисунки Валентина Дружинина