Диктор Анна Шатилова: «Хорошо, что Левитан не дожил до кошмара в семье»

Анна Шатилова
Анна Шатилова. Фото Владимира Веленгурина/«Комсомольская правда»
«Голос эпохи» нежно опекал Аню, когда та была студенткой

На входе в знаменитый Дом радио на Пятницкой улице в Москве торжественно открыли мемориальную доску в честь легендарного диктора Юрия Левитана. Его называют голосом войны, голосом Победы, голосом целой эпохи. А его фраза «От Советского информбюро», с которой Юрий Борисович начинал свои радиосводки с фронтов, навсегда вошла в историю.

82-летняя диктор советского ТВ Анна Шатилова, ожидая начала церемонии, с удовольствием вспоминала молодость.

- Для меня сегодня большой праздник! - кутаясь в элегантную норковую шубку, призналась Анна Николаевна. - Мне посчастливилось познакомиться с Юрием Борисовичем, страшно сказать, в далеком 1959 году. Радиокомитет тогда находился на Пушкинской площади, и я, молодая студентка, выдержав конкурс, два года осваивала профессию диктора. Левитан моим педагогом не значился. Но был по-человечески очень внимателен. Первым подошел и поинтересовался: «Анечка, где учитесь? Где работаете?» И с тех пор взял надо мной шефство.

Шатилова и до этого, конечно, была наслышана о легенде советского радиовещания.

- Телевизоров у нас тогда не имелось, а висела лишь черная тарелка на стене, - продолжает она. - И я еще школьницей слышала байки, мол, Левитан - очень маленького роста. А другие болтали, что у него вообще нет ног! И вот, представьте, когда я вживую увидела перед собой этого стройного мужчину в строгом сером костюме и в очочках в металлической оправе, сразу была им покорена. А еще добавьте к этому образу, что в жизни Юрий Борисович говорил очень тихим и нежным голосом и подкупал своей скромностью.

Анна Шатилова
Анна Николаевна Шатилова прихорашивалась перед церемонией

Анна Николаевна призналась, что очень расстроилась, когда узнала, что в последние годы жизни глашатая века не пускали в эфир:

- Кто только не сообщал стране о важных событиях, но только не он, - вздыхает коллега мэтра, который скоропостижно скончался летом 1983 года на 69-м году. - Оказывается, кто-то из руководства не от особого ума решил, что левитановские нотки в мирное время развитого социализма больше ни к чему. Дескать, что зря народ волновать. Представляете, как он переживал!

Анна Николаевна вспомнила и свою последнюю встречу с кумиром юности:

- Мы увиделись с ним на вахте, у охраны. Он любил с простыми работниками по-житейски поговорить. Увидев меня, как всегда, тепло обнял: «Анечка, а я завтра еду в Белгород, там у меня встреча с ветеранами Курской битвы». Кто бы мог подумать, что в той поездке его сразит сердечный приступ и Юрия Борисовича не станет!

Шатилова и Киселев наблюдали, как Евгений Ревенко (справа) возложил к мемориальной доске букет
Шатилова и Киселев наблюдали, как Евгений Ревенко (справа) возложил к мемориальной доске букет

Тем временем Шатилова заметила инициатора установки памятной доски Левитану - гендиректора медиагруппы «Россия сегодня» и ведущего «Вестей недели» Дмитрия Киселева и поинтересовалась:

- Дим, а ты правнука Левитана - Артура тут не видел? Я с ним несколько раз встречалась по жизни - симпатичный высокий парень, весь в прадеда!

А когда Киселев отрицательно покачал головой, шепотом заметила:

- Как хорошо, что Юрий Борисович не дожил до того кошмара, что случился в его семье. Это же просто немыслимо!

Анна Николаевна имела в виду череду трагических событий, которая началась в 2006 году. Тогда 66-летнюю дочь Левитана Наталью Сударикову нашли убитой в своей квартире в Москве. В страшном преступлении обвинили ее сына Бориса, которого в итоге признали невменяемым - диагностировали шизофрению и направили на принудительное лечение. Через шесть лет он из клиники вышел, но в апреле 2013 года его тело обнаружили в Серебряном Бору. Говорят, под сугробами оно пролежало два месяца.

- То ли самоубийство, то ли виной всему наркотики - до сих пор неясно, - пожала плечами Шатилова.

Фото автора






Юрий Назаров и Анна Шатилова блистали на красной дорожке «Евразия-Кинофест»
«У вас диктор полуголый»: за что отчитывали звезд телевидения советской эпохи