Десять лет дуэт был под запретом
31 января не стало певицы и хорошего человека Аллы Яковлевны Иошпе. Она умерла в реанимации, не приходя в сознание. Всю жизнь переживала за своего Стахана – у того были проблемы с сердцем, а не выдержала сама.
Алла Иошпе и Стахан Рахимов производили впечатление очень благополучной, обласканной любовью зрителей пары. До сих пор давали концерты, собирая свою аудиторию, знающую толк в качественном, душевном исполнении. Их «Журавли», «Ночка луговая», «Алеша», «До свидания, мальчики» трогают душу не только у тех, кому глубоко за... Дуэт и сейчас нередко выступал на корпоративах, а это, как вы понимаете, вполне себе молодые люди.
У них и правда никогда не было недостатка в зрителях. А вот в отношениях с власть имущими Алле и Стахану пришлось пережить многое. Их записывали чуть ли не в диссиденты, а всякое упоминание об артистах было под запретом.
Поводом для опалы стала попытка получить разрешение на выезд за границу. У Аллы Яковлевны с детства были серьезные проблемы со здоровьем – болела нога. Маленькой она не могла ходить, и мама сажала ее на стульчике посреди двора, чтобы дочь хоть немного побыла с детьми. В десять лет в рану попала инфекция, начался сепсис, и ребенок чуть не умер. Мама Аллы вымаливала каждую ампулу редкого по тем временам пенициллина в министерстве здравоохранения.
– Ей говорили: все лечатся отечественным, а ваша не может? А отечественное мне не помогало, – рассказывала Алла Яковлевна в интервью «Экспресс газете» два года назад.
К слову, когда стало известно о болезни Юлии Началовой, Иошпе и Рахимов восприняли ее беду как свою. И очень переживали, что в наше время, имея неограниченные возможности антибактериальной терапии, певицу не спасли. Но, очевидно, и сегодня медики не всесильны.
Когда в начале 1979 года у Аллы началось обострение, врачи, к которым они обращались за консультацией на родине, лишь разводили руками. Обнадежили в клинике в Израиле – там необходимые операции проводились. Но лечение занимало не менее полугода - именно на такой период Иошпе и Рахимов просили их выпустить из страны. Обошли всех – Госконцерт, Министерство культуры РСФСР, Министерство культуры СССР, отдел культуры ЦК КПСС, орготдел ЦК КПСС. Денег не просили – были готовы распродать все что возможно, чтобы оплатить пребывание Аллы в клинике. Но их обвинили в непатриотизме, даже вспомнили исполненную якобы не к месту на одном из концертов «Хава Нагилу», а Стахану, как заму секретаря парткома Москонцерта, устроили выволочку на собрании. И тогда он положил партбилет на стол.
Ну и все. Путь на сцену им был закрыт. Да что на сцену – для высоких концертных начальников и идеологических боссов они как будто совсем перестали существовать. Их перестали показывать по телевидению, имена вымарывали из афиш, другим артистам не рекомендовали общаться с неугодным властям дуэтом. 17-летней Тане – дочке Аллы, которую Стахан после женитьбы сразу же удочерил, – предлагали отказаться от родителей, говорили, что страна ее вырастит. На что девушка возразила: «Я не сирота!» Из комсомола ее тогда исключили.
Как раз к тому времени Алла и Стахан записали пластинку с новыми песнями. На предприятие, где ее выпускали, по просьбе Стахана поехала его мама в надежде спасти хоть что-то. Куда там! На глазах Шаходат Рахимовой – кстати, народной артистки Узбекистана, талантом которой восхищался сам Сталин (в 1943 году она была членом творческой делегации во время переговоров в Тегеране), – всю партию отправили под пресс. Сохранились лишь несколько экземпляров, которые работники предусмотрительно спасли от уничтожения. Восстановить записи впоследствии помогли работники Госфильмофонда и Радиофонда: вопреки запрету они сберегли раритеты у себя дома.
Были те, кто отвернулся от пары, – но настоящие друзья никуда не делись. Для самых близких Алла со Стаханом стали проводить домашние концерты, которые называли «Музыка в опале». Денег не брали – еще не хватало неприятностей на этой почве, зато каждый раз после посиделок в холодильнике находили какие-то продукты. Но средств для жизни, конечно, не хватало. Чтобы продержаться, распродавали вещи, мебель – одно время спали на составленных вместе книжных полках.
– Занимались «бизнесом», – вспоминала певица. – Помню, из Биробиджана присылали колготки, а мы их тут продавали. Стахан развозил соки по магазинам. А что оставалось делать?
В годы опалы в гостях у пары перебывали все те, кто не испугался официального запрета: Алла Балтер, Савелий Крамаров, многие другие.
– Мы счастливые – с великими людьми были вместе, – рассказывала Алла Яковлевна.
Размышляя о произошедшем, Иошпе поделилась: они с мужем точно бы не пропали, не доведись им вернуться на сцену. Алла по образованию нейропсихолог, кандидат наук, автор нескольких книг. «Единственная певица – член Союза писателей», – с гордостью сообщила она. Стахан по первому образованию – инженер-электрик и вообще золотые руки: вырезанные им из дерева объемные фигуры украшают квартиру и дачу артистов. Но остаться без зрителей, любимых поклонников – это было суровое испытание. Алла Яковлевна признавалась: оглядываясь назад, она понимала: пожалуй, это даже хорошо, что они с мужем не уехали. Да, выступали бы за границей, но там совсем другая публика. Артистом восхищаются, аплодируют ему – но глаз у людей пустой: ты замолчал, и о тебе тут же забыли.
– Выходить в 80 лет на сцену – роскошь, и мы можем позволить это себе только благодаря нашему зрителю, – заключила певица.
Вывела поклонника на чистую воду
- Знакомство Аллы со Стаханом – отдельная история. Оба были отправлены на конкурс студенческой самодеятельности (она – от МГУ, он – от МЭИ) и оба выступили блестяще. Жюри наградило обоих. Стахан сразу положил глаз на яркую исполнительницу. И, назначив свидание, как потом выяснила певица, предусмотрительно снял обручальное кольцо. Понял, что эта девочка не будет встречаться с женатым мужчиной.
- Алла в то время тоже была замужем – ее первым супругом был брат известного целителя Алана Чумака – Владимир Чумак. Они были знакомы со школы и поженились в 22 года. Оба понимали: сошлись скорее по дружбе, чем по любви. Но подрастала дочка Танечка.
- Когда Стахан первый раз взял на руки восьмимесячную дочку Аллы, она поняла, что ее новый поклонник несвободен: уж больно сноровисто обращался с ребенком. «А ну-ка, рассказывай!» – вывела кавалера на чистую воду Иошпе.
- О непростой ситуации сама Алла Яковлевна рассказывала так:
У Стахана была очень хорошая жена, Наташа, и дочка – Лола, на два месяца старше Танюшки. Она умерла недавно, онкология. Я все сделала, чтобы мы дружили. Наши дочки общались. Но Наташа меня не приняла. Мы приезжали в дом Лолочки, когда у нас был концерт в Симферополе. И я очень хотела, чтобы Наташа на него пришла, но она так и не простила…
- Татьяна Рахимова – врач-терапевт, одно время работала на Кипре. Ее сын Константин – внук Аллы Яковлевны и Стахана Мамаджановича – живет в Лондоне, серьезно занимается бизнесом. Часто бывает в Москве. Именно Косте его знаменитая бабушка хотела доверить распоряжаться творческим наследием семьи.
Редакция «Экспресс газеты» и EG.RU приносят искренние соболезнования родным и близким Аллы Яковлевны Иошпе