«Шоб я вас бильше ни чув, собаки!»: куда Лановой послал украинских националистов

Василий Лановой
Василий Лановой. Фото Евгении Гусевой/«Комсомольская правда»
Фашисты хотели расстрелять будущего артиста еще в детстве

Василий Лановой в семь лет оказался в оккупированной фашистами зоне – в родовой деревне родителей Стрымба, что в Одесской области.

Немец, который поселился в их хате, вел себя довольно прилично и даже подарил маленькому Васе свой ремень. Но это чуть не стоило тому жизни.

Когда с этим ремнем его увидел другой фашист, то потребовал, чтобы мальчик немедленно отдал ему подарок. Тот отказался. Тогда оккупант дал очередь из автомата прямо над его головой. Бабушка Василия упала в обморок, а маленький Лановой после этого долго заикался.

С детства он говорил на украинском языке. Позже из-за этого у него даже возникли проблемы на заре артистической карьеры. Сам он рассказывал об этом так в программе «Семейный альбом»: «Мама со мной разговаривала только на мове. И когда я кончил в 57-м театральный институт, "Щуку" (Щукинское училище М.В.), Рубен Симонов взял меня в театр и сказал: "Вася, я вам год не буду давать никаких ролей, только массовку. У вас очень много украиноидов". Я пришел домой и сказал: "Мамо, дюже вас прошу, розмовляйте со мной тилько руськой мовой, бо в театре кажуть, что у мени из каждой дырки украиноиды выползають". Она встала и очень серьезно сказала: "Нехай привыкають!"».

Лановой называл себя «хохлом» и не видел в этом слове ничего обидного. Утверждал, в частности, что у него, «как у хохла», редкий слух. «Я могу второй концерт Рахманинова исполнить от начала до конца, притом на разные голоса, – гордился он. – Это чисто украинская привычка». Очень болезненно воспринял майдан на своей родине и все, что за ним последовало. Неоднократно поддерживал присоединение Крыма и жестко критиковал националистическую власть в Киеве. Признавался, что ему больно, когда он видит, что с собой позволил сделать украинский народ.

«Я не понимаю, почему молчит украинская интеллигенция?! – сокрушался он. – Они что, не замечают свастик и факельных шествий? Не видят убитых под бомбежками женщин, стариков, детей? Неужели они не понимают, что Америка, цинично используя украинский народ, решает свои задачи? Американцы да богатенькие олигархи, на чьи деньги созданы батальоны карателей, видя, как русские и украинцы убивают друг друга, потирают руки. Но зря они думают, что все у них получилось. Я верю, что вековые связи между нашими народами не уничтожить».

Воссоединение Крыма с Россией вспоминал с воодушевлением: «Люди приходили за кулисы, рыдали от счастья: "Мы вернулись! Домой!" Это было сравнимо только с 8 мая 1945 года, когда в полдвенадцатого объявили: "Пал Берлин!"».

Однажды народному артисту позвонили из Львова националисты, этот разговор забавно воспроизводил сам артист. «Спрашивают: "Василя Семеновича можно?" Говорю: "Я слухаю вас, хлопци". Они: "Што ж ты, хад, наробив…" И дальше пошли ругательства. Я говорю: "Хлопци, маете едину хвылыну?" – "Слухаем". – "Пийшлы в сраку и шоб я вас бильше ни чув, собаки!"».






Жалели о разводе до самой смерти: почему Самойлова и Лановой так и не сберегли любовь
«Нож в спину!»: почему Ирина Купченко смертельно обиделась на Бориса Корчевникова