Снимаясь в нескольких картинах одновременно, она все равно чувствовала себя невостребованной
Восторженная помощница профессора Громова из «Приключений Электроника». Нина Орлович из «Покровских ворот», в экзальтации читающая стихи, а затем выдавшая фразу, мгновенно ушедшую в народ, - «Высокие! Высокие отношения!». Очаровательная Кикимора Кикиморовна из сказки «Там, на неведомых дорожках». Член комиссии, приехавшей в НИИЧАВО принимать к производству волшебную палочку, в «Чародеях». И еще более 60 ролей в кино.
Не главных, второстепенных. Свою самую большую роль она сыграла в театре. Который отнял у нее, словно взяв за это плату, родителей, любимого, ребенка. Жизнь все время ставила Елизавету Никищихину перед выбором. Она пыталась угадать правильный путь, но так и не смогла стать счастливой.
Родители или театр
В мае 1941 года супруга инженера-строителя Сергея Никищихина родила их первенца – дочь, которую назвали Лизой. Позже у нее появились два брата, Володя и Саша. В 1948 году отца семейства направят в Германию. Командировка предполагалась долгая, так что семье тоже разрешили ехать. Они и поехали. Все, кроме Лизы. Семилетнюю девочку отправили к бабушке в Ярославль, где она прожила шесть лет, чувствуя себя брошенной и никому не нужной.
Возможно, желание стать актрисой оказалось попыткой привлечь к себе внимание. Лиза собралась поступать в театральное училище. Ее семья тогда уже вернулась на родину. И отец запретил выбирать эту профессию, считал, что на сцену выходят только неприличные женщины.
- Пойдешь в театр, выгоню из дома, - сказал он дочери. – Выбирай. Театр или семья.
Она выбрала театр. Получив пощечину от разъяренного родителя, ушла из дома. Ночевала в костюмерной, жила впроголодь, с матерью и отцом больше не общалась. Уже тогда юная Никищихина познала, как удобно иногда заливать тоску вином, помогавшим отвлечься от мрачных мыслей.
Семья или карьера
Елизавету Никищихину приняли в студию при театре им. Станиславского, а затем пригласили в состав труппы. В 1961 году в театр пришел новый худрук – Борис Львов-Анохин. О 20-летней актрисе Никищихиной отзывался нелестно: бездарна, сплошные штампы, никакой индивидуальности. Когда Елизавета поняла, что ее вот-вот уволят, пошла на поклон к худруку и уговорила дать ей шанс. Всего за месяц смогла доказать, что она прекрасная актриса, и Львов-Анохин дал ей главную роль – в пьесе «Антигона». Ее партнером стал Евгений Леонов.
В тот момент у нее все сложилось удачно не только на сцене. Роман с виолончелистом Алексеем Познанским, сыном известных советских музыкантов, плавно подходил к свадьбе. Но тут начались испытания. Молодой человек ушел в армию, а вернулся с переломом позвоночника и приговором всю жизнь провести в инвалидной коляске. На карьере музыканта был поставлен крест. Елизавета не испугалась трудностей. Она ухаживала за любимым, репетировала «Антигону» и была счастлива.
Незадолго до премьеры выяснилось, что она беременна. Честно признавшись Львову-Анохину, Елизавета уверенно сказала:
- Буду совмещать театр и семью.
- Ты или актриса, или жена, - отрезал режиссер.
И снова Елизавета выбрала театр. Она резко порвала с возлюбленным и избавилась от ребенка. Врачи сказали, детей больше не будет. Вероятно, все свои переживания актриса вложила в образ. На «Антигону» рвалась вся театральная Москва, толпы у театра чуть ли не милиция разгоняла. Это был грандиозный успех.
Ребенок или роль
В первый раз Никищихина вышла замуж за музыкального критика Анатолия Агамирова. Они прожили в браке семь лет. Но супруг ушел, не выдержав возлияний жены. Она настолько выкладывалась на сцене, что по-другому прийти в себя, видимо, не могла.
Вскоре после развода за ней стал ухаживать психиатр Эрнест Лейбов. Он несколько лет ходил на «Антигону», восхищался главной героиней, передавал актрисе охапки цветов. Елизавета ответила взаимностью и отправилась в загс во второй раз.
В тот период она осталась без ролей в театре. Бориса Львова-Анохина арестовали по статье «Мужеложество». Новое руководство предлагало актрисе по-прежнему выходить на сцену в «Антигоне», но она посчитала это предательством. Оставалось кино, в которое ее звали охотно, но всегда на роли второго плана. Порой она снималась в нескольких фильмах одновременно. Но ее страстью был театр.
И вдруг ей предлагают главную роль: Катерину в «Грозе». А она беременна – да, врачи ошиблись, и произошло чудо. Ее снова ставят перед выбором: или играешь, или рожаешь. На этот раз Елизавета выбирает ребенка: ей за 30, если опять сделать аборт, вряд ли сможет еще забеременеть. Она родит девочку, которую назовет Екатериной.
Актриса еще сыграет Вассу Железнову, но после этого главную роль ей не предложат уже никогда. И она будет страдать от этого, хватаясь за все, что дадут. А невостребованность глушить известным способом. Возникнет замкнутый круг. Никищихина пьет, потому что ей не дают ролей. А ролей ей не дают, потому что боятся, что она подведет. Нет, ее не выгонят совсем: понимая весь ужас существования, стараются поддерживать, выводя хотя бы в эпизодах.
Муж, прекрасный психиатр, сын знаменитого гипнотизера не мог справиться с пагубной привычкой жены. В середине 1970-х он решил эмигрировать в США. Елизавета осталась на родине.
- Я русская актриса, что я буду делать в чужом мире?! – аргументировала она свой выбор.
Жизнь или смерть
Третьим мужем актрисы стал писатель Евгений Козловский, моложе нее на семь лет. Он был единственным, кому удалось уговорить Елизавету лечь в наркологическую клинику и закодироваться. Правда, хватило ее всего на десять месяцев.
Однажды не выдержал и Евгений. Ушел и подал на развод. В порыве гнева Никищихина отдала семейного любимца, дога Армана случайным собутыльникам. Пес, принимавший хозяйку в любом состоянии и только ее считавший главной, умрет от тоски, отказавшись от пищи.
Дочь не сможет простить матери эту историю с собакой. Да и уход отчима ей дастся тяжело: у них были прекрасные отношения, а теперь девочка-подросток со всеми сложностями переходного возраста осталась одна с пьющей матерью. Пропасть между ними будет постепенно увеличиваться.
Когда в 1995 году Екатерина родит сына, она понадеется, что хотя бы это остановит мать. Но через несколько лет разменяет с ней квартиру, чтобы мальчик не видел бабушкиного пьянства.
Елизавете Сергеевне дают все меньше ролей. Да и те – сумасшедших старух или пьяниц. Она осознает, почему так, грустно усмехается, мол, играю сама себя. Друзья скидываются на хорошего нарколога, тот разводит руками: ничего поделать нельзя, изменения необратимые.
Никищихина бедствует, ей нечего есть. В какой-то момент она весит 40 килограммов и задумывается о самоубийстве. Как могут, ее поддерживают немногочисленные друзья. Однажды на нее напали в подъезде, когда она открывала квартиру, и слегка придушив, забрали какую-то ерунду. После этого у нее начались проблемы с дыхательными путями, ей нельзя было есть твердую пищу.
Никищихина переедет в комнату в коммуналке. Ей страшно жить одной в квартире, где было нападение. А тут хоть соседи. Но однажды ее обнаружат уже бездыханную. Патологоанатомы объяснят: задохнулась, подавившись кусочком яблока. Но ведь она давно уже не могла есть твердую пищу. Забыла о запрете? Или нарочно? Этого мы никогда не узнаем. Елизавета Никищихина ушла в 56 лет, унеся в могилу свои метания и невостребованность.