Размер имеет значение? Зачем в России меняют автомобильные номера
Авто- и мотономера в России планируют подогнать под западные стандарты. Грядущая реформа вызывает как минимум два закономерных вопроса: что не так с нынешними номерными знаками и кому эта реформа пойдет на пользу?
Два стандарта номеров
Стандартные размеры автомобильных номеров были установлены всем цивилизованным миром почти 60 лет назад — еще в 1957 году, и с тех пор практически не менялись. В Европе нормой являются вытянутые прямоугольные номера размером 520 на 112 мм, а за океаном (в США и Канаде) номерные знаки короче и шире — 300 на 150 мм. В других странах размеры могут слегка отличаться, но будут близки либо к европейскому, либо к американскому стандарту.
Россия же шла по собственному пути и меняла стандарты гораздо чаще. До Великой Отечественной войны номерные знаки были черными и по форме напоминали американские, с 1946 года стали желтыми и вытянутыми, как нынешние. В 1959 году формат вновь поменялся — теперь спереди номера имели размер 520 на 112 мм, а сзади — 300 на 150.
Нынешний вид номерные знаки приобрели в 1994 году. Россия сделала выбор в пользу Европы. Но что же делать с автомобилями и мотоциклами, пригнанными из США и Японии? Владельцам приходится сильно потрудиться, чтобы адаптировать их для российских условий, не нарушая при этом закон.
Алексей Меньшенин, автожурналист:
— Идея изменить размер номеров здравая, и вот почему: приведу примеры на трех своих транспортных средствах. У меня есть автомобиль ГАЗ 24 «Волга» 1976 года выпуска. Задний номерной знак у него квадратный, и чтобы закрепить на нем современный номер, нужно сверлить кузов, а это запрещено законом.
Скажете, что на дорогах таких древних автомобилей единицы? Тогда второй пример — современный автомобиль Land Rover Defender. Моему уже 10 лет, но и на новых проблема та же — место для номера сзади квадратное, российские же знаки широкие и мешают открывать заднюю дверь. Из-за этого регистрационный знак вообще приходится переносить на другое место — к примеру, на бампер. Но и это не особо удобно, так как Defender все-таки внедорожник, и бампер легко можно запачкать, а за нечитаемый знак у нас предусмотрен штраф.
Третий пример — мотоцикл Suzuki Intruder. Место под номер там очень маленькое, а наши номера — это настоящие лопухи. Я, конечно, купил алюминиевый переходник, но края номера сильно выпирают за предусмотренные границы. Из-за этого их легко можно оторвать, они отвалятся, стоит лишь зацепиться выпирающим краем за что-нибудь. В конце концов, их могут снести даже потоки ветра на большой скорости.
Какими будут новые номера
Хотя Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения, который занимается разработкой ГОСТов, не дал никаких уточнений по поводу того, какими будут новые стандарты, некоторые детали будущих номерных знаков можно предугадать. Так, скорее всего, изменения размеров коснутся только задних номеров. При этом ГОСТы будут допускать не один, как сейчас, а два или несколько вариантов размера. Благодаря этому регистрационный знак сможет иметь как европейскую, так и американскую форму.
«Вариативность в выборе вида номерного знака — это очень удобно. Например, в Замбии ты можешь взять краску и написать номер своего автомобиля прямо на кузове — это законодательно разрешено. Это если у тебя нет денег. А если есть, то выбирай себе любой вид знаков — хоть прямоугольный, хоть квадратный, хоть с картинками, хоть с узорами. Владелец машины ограничен не законами, а только толщиной своего кошелька», - рассказывает Алексей Меньшенин.
Помимо размеров, поменяться в новых ГОСТах может и количество цифр на номерном знаке. Сейчас на нем три буквы и три цифры, но такой набор символов дает весьма ограниченное количество комбинаций. В связи с этим в СМИ уже не раз всплывали слухи, что законодатели хотят добавить номерам четвертую цифру.