Какие реальные истории стоят за популярными легендами московского метро
В октябре 1931 года Совет народных комиссаров СССР окончательно утвердил Положение о государственном строительстве Московского метрополитена, а в декабре того же года начались работы на опытном участке. С первых дней столичное метро стало обрастать легендами. Одни из них откровенно мрачные, другие забавные. И, как это часто бывает, порой имеют под собой реальную основу.
Метровые крысы-мутанты
Одна из самых популярных баек советских времен гласила, что по заброшенным тоннелям московского метро (а по ночам – и по всем) бродят кровожадные крысы-мутанты длиной около метра. Живьем гигантских грызунов никто не видел, но подвыпившие граждане, рисковавшие уехать дальше конечной станции, очень боялись встречи с ними.
Есть версия, что легенда возникла благодаря потерявшемуся однажды в подземке и заблудившемуся бультерьеру. Он какое-то время жил в тоннелях – возможно, его кто-то увидел в темноте и принял за гигантскую крысу: морды-то похожи. По другой версии, история с крысами-мутантами была первоапрельской шуткой одного из популярных периодических изданий – ее растиражировали и поверили.
Плантации шампиньонов
Ходили одно время в Москве и слухи о том, что нефункционирующие тоннели приспособили под плантации шампиньонов. В самом страшном варианте фигурировали грибы радиоактивные или «напичканные» всякой гадостью, мол, кто знает, какие опыты там, в подземке, проводятся.
Эта легенда основана не на пустом месте: шампиньоны действительно выращивали в метро, только не в московском, а в харьковском. В 80-х годах для этого там начали использовать один из технологических тоннелей на глубине 30 с лишним метров. В 90-е плантацию забросили, а затем тоннель засыпали грунтом и забетонировали.
Поезд-призрак и погибшие души
Согласно ей, раз в месяц по Кольцевой линии проезжает древний состав, за рулем – машинист в старой форме. В разных версиях легенды поезд-призрак или пустой, или с пассажирами – рабочими, погибшими при строительстве метро в Москве. Состав может останавливаться на станциях, тому, кто в него зашел, обратной дороги не будет – сгинет вместе с поездом.
Кольцевая линия фигурирует в этой истории не случайно – среди легенд московского метро есть и гласящая, что при ее строительстве задействовали большое количество политзаключенных, многие из них погибали. С мертвыми не церемонились, просто сбрасывали в шахты или замуровывали в стенах. Их души якобы и катаются в поезде-призраке, а также гуляют по ночам в тоннелях метрополитена. В доказательство легенды приводятся заявления некоторых специалистов по паранормальным явлениям, отмечающих плохую энергетику Кольцевой линии.
В реальности же основной состав инженеров и техников, участвовавших в строительстве столичного метро, состоял из горняков, строителей и путейцев, рабочими трудились мобилизованные комсомольцы и другие добровольцы – люди самых разных профессий.
К слову, по одной из легенд станцию «Комсомольская» назвали так в память о комсомольцах, задавленных при строительстве, – также верится с трудом. Но с тем, что метро построено на костях, спорить сложно: в центре современной Москвы было немало древних захоронений, на них не раз натыкались при строительстве.
Черный машинист
Она относится к области фольклора, которым школьники пугали друг друга в пионерлагерях. Якобы в 80-х на Калужско-Рижской линии произошел пожар. Машинист, спасая пассажиров, обгорел до черноты и впоследствии умер, при этом виновным в пожаре объявили его. В итоге его призрак и бродит по ночам по тоннелям, взывая к справедливости.
Молва придумала для «черного машиниста» и компанию – «синего стрелочника». Будки стрелочников, когда-то переводивших стрелки в метро, сохранились около «Сокольников», «Парка культуры», «Охотного ряда» и некоторых других станций. Легенда гласила, что однажды один из них, который был «синяком», попросту – не просыхал, будучи подшофе, перевел стрелку не туда – и по его вине один из поездов Кольцевой линии стал бесконечно ездить по кругу, превратившись в призрак вместе со всеми находившимися в нем пассажирами. От отчаяния стрелочник то ли сам быстро умер, спившись, то ли покончил с собой – и тоже превратился в призрак московского метро.
Конечно, это все сказки. Зато известна история об эфиопе по имени Ильма Мидексса Тебеко, который приехал в Москву учиться и из-за государственного переворота вынужден был остаться в столице, – и в итоге стал машинистом. Чернокожего машиниста видели многие пассажиры «оранжевой», «зеленой», «серой» ветки.
Секретное «Метро-2» и бункеры Сталина
Самые популярные, загадочные и неоднозначные легенды московского метро связаны с некой секретной подземкой, заложенной на глубине около 100 метров по личному распоряжению товарища Сталина.
В Интернете гуляет масса «схем» этого загадочного «Метро-2» (согласно самой распространенной версии, в нем четыре линии, связанные со сталинскими бункерами на Таганке, в Измайлове и Кунцеве, а из Кремля к нему ведут лифты и подземные ходы). Уверяют, что таинственная подземка обеспечена всем необходимым на случай как многолетней, так и ядерной войны, включая запас провианта на годы и «ядерную кнопку» для ответного удара.
Официального подтверждения или опровержения существования «Метро-2» в Москве нет – в отличие от давно рассекреченной правительственной подземки в Вашингтоне. Но косвенных «улик» и недомолвок столько, что определить, где правда, а где фантазия, невозможно.
Как несколько лет назад признался экс-начальник столичного метрополитена Дмитрий Гаев в ответ на прямой вопрос, он бы удивился, если бы такое не существовало. Как правило, фотографии, которые выдаются за снимки «Метро-2», оказываются снимками технических помещений или соединительных веток обычной подземки.
Пресса, тем не менее, писала, что бывший шеф протокола Бориса Ельцина и Михаила Горбачева Владимир Шевченко подтвердил, что от Кремля до ближней дачи Сталина в Кунцево вела подземная одноколейка. При этом, по словам сведущих людей, рассказы о масштабе правительственного метро сильно преувеличены.