«Проклятые» мосты. Почему на платформах за Мытищами тоннели?
17 августа 2017 года исполняется 40 лет со дня одной из самых страшных и одновременно нелепых аварий на железных дорогах Советского союза. На подмосковной станции Пушкино обрушился пешеходный мост, погибли десятки людей, которые ждали пригородную электричку.
«Все было красным…»
В среду 17 августа 1977 года около 11 часов утра пассажиры, стоя на мосту, ожидали электричку Загорск (ныне Сергиев Посад) – Москва. Было неясно, на какой именно путь подадут состав. На одном из путей уже стояла электричка Пушкино – Москва, но она шла со всеми остановками, тогда как на быстрой загорской можно было сэкономить 10–15 минут. В момент, когда показался электропоезд из Загорска, прибыла электричка из Москвы. Спешившие на посадку и только что прибывшие пассажиры одновременно оказались на мосту – и одна из опор не выдержала.
«Все было красным от крови и помидоров» – вспоминают очевидцы. Люди погибали от электрического тока (под мостом проходили контактные провода), просто от падения с высоты 10 метров, от ударов о части разрушившейся конструкции. Многие источники пишут, что загорская электричка не успела затормозить, и под ее колесами также погибло несколько человек – очевидцы, однако, опровергают эту версию. Это был момент ада в сонном провинциальном городке, никогда не знавшем никаких потрясений.
Если все шагают в ногу – мост обрушивается
Точное число жертв неизвестно до сих пор – но их было более двадцати, плюс, как минимум, - сто серьезно пострадавших.
Катастрофа в Пушкино стала следствием слабой организованности движения электропоездов на станциях с несколькими платформами в те годы. Часто нельзя было предсказать, на какой именно путь прибудет состав, и люди ждали его на мосту, после чего дружно – иногда по несколько сотен человек – сбегали по лестницам. Это давало разовые динамические нагрузки, на которые подобные сооружения не рассчитаны – даже марширующим военным частям при входе на мост дают команду «вольно», чтобы одновременные удары сотен ног не раскачали опоры конструкции.
В советскую прессу данные о трагедии не попали (кроме одной короткой публикации), а вот радиостанция BBC сообщила о произошедшем практически сразу. Фотографий с места происшествия, по всей видимости, не существует.
Семьям погибших тогда выдали по 200 рублей. Мост вскоре восстановили, но люди старались его игнорировать и переходить железнодорожные пути по шпалам. В результате и в Пушкино, и на соседних станциях (от «Строителя» до «Мамонтовской») вместо пешеходных мостов построили тоннели.
Осторожно, опасно!
И по сей день мосты остаются объектами повышенной опасности. В 2017 году Всероссийский Центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера «Антистихия» нашел проблемные путепроводы в 31 регионе страны, включая обе столицы.
Пушкинская авария стала крупнейшим по количеству жертв обрушением моста в истории страны. Но не лишним будет напомнить о других происшествиях подобного рода, тем более что в России в последние они происходят все чаще и чаще. Старые советские конструкции отжили свое, а новые далеко не всегда возводятся с соблюдением всех строительных норм. Особенно опасны обрушения пешеходных мостов: они практически всегда сопровождаются большим количеством жертв.
В конце 2015 года один за другим развалились три моста в Архангельской области, в начале 2016-го – четыре моста в Приморье, в том числе на ключевой для региона трассе Владивосток – Находка. Правда, в обоих регионах обошлось без жертв. Самой же серьезной катастрофой в России за последние годы стало обрушение Пальмбургского (Берлинского) моста в Калининграде – он уже был выведен из эксплуатации и рухнул из-за ошибок при демонтаже. Погибли четверо рабочих.
По статистике, сегодня в мире падает не менее одного моста в день – в основном это, конечно, полукустарные деревенские конструкции, но иногда, к сожалению, страдают и вполне масштабные сооружения. Перечислим несколько самых известных аварий последних лет в других странах.
- Май 2017 года, Гоа, Индия. Человек покончил с собой – спрыгнул с пешеходного моста в реку. На мосту собрались зеваки, чтобы понаблюдать, как вылавливают тело. В итоге конструкция не выдержала и рухнула. Более 10 погибших.
- Январь 2017 года, Колумбия. Подвесной пешеходный мост даже не обрушился, а просто перевернулся вокруг оси, людьми вниз. Погибло 11 пешеходов.
- Август 2015 года, Узбекистан. Во время фестиваля люди полностью заполнили хлипкий мостик над озером – и он не выдержал. Погибло минимум 15 человек, в основном не умевшие плавать дети.
- Ноябрь 2011 года, Борнео, Индонезия. Подвесной автомобильный мост обрушился в реку. Минимум 18 погибших.
- Октябрь 2009 года. В Грузии обрушился старый, ветхий мост через Куру. Погибли 70 овец, мирно шедших на пастбище.
- Август 2007 года, Миннесота, США. Рухнул автомобильный мост через Миссисипи, десятки автомобилей оказались в великой американской реке. Минимум 13 погибших.
Три моста смерти
Шотландия. Самое масштабное в истории обрушение произошло в далеком 1879 году – железнодорожный мост через реку Ферт-оф-Тей в Шотландии надломился из-за сильного ветра, когда по нему проезжал пассажирский состав. Все 75 человек, находившихся в локомотиве и вагонах, погибли.
Канада. Этот «рекорд» был повторен в 1907 году – рухнул недостроенный Квебекский мост через реку св. Лаврентия – погибло 75 рабочих и сотрудников строительной компании.
США. Памятна и катастрофа в Западной Виргинии – в 1967 году рухнул автомобильный Серебряный мост через реку Огайо. Он не выдержал слишком большой нагрузки в предрождественские дни, когда поток автомобилей вырос в несколько раз. 46 человек погибли, не сумев выбраться из утонувших автомобилей.
Основные причины разрушения мостов
- Самая частая – постепенное естественное снижение прочности при отсутствии ремонта: такой мост может упасть «сам по себе», в результате проезда тяжелого транспорта или, как Пушкино, под разовой динамической нагрузкой.
- Гидрологические и геологические причины (паводки, оползни и пр.) – как правило, в малонаселенных районах, такие аварии редко приводят к жертвам.
- «Атака снизу» – автобус или тяжелый грузовик таранит опору моста. Еще один классический вариант – самосвал цепляет мост поднятым кузовом. Недавний пример – авария на трассе М-7 «Волга» во Владимирской области 6 августа 2017 года, когда строительная машина с поднятым краном-манипулятором снесла надземный пешеходный переход. Пострадали люди.
- Последствия некачественного строительства, несоблюдения технологий и пр. – или же ошибки в проектировании. Самый опасный вид аварий.
- Слишком большая нагрузка. Если мост спроектирован под нагрузку всего в 20 тонн, проезд по нему колонны большегрузов может иметь роковые последствия.