В чем заключается правда о подрыве «Невского экспресса» в 2007 году

wikipedia
Официальной версией железнодорожной аварии стал теракт

13 августа исполняется 10 лет со дня аварии поезда «Невский экспресс» на перегоне Бурга – Малая Вишера Октябрьской железной дороги. Эта дата подзабылась бы, если бы в 2009 году неподалеку не произошла схожая железнодорожная катастрофа, но уже с большим количеством жертв. А вот в 2007 году благодаря стечению обстоятельств не погиб никто. Обе аварии официально признаны террористическими актами, хотя существует и другая точка зрения.

Скорость и бетон

Тогда, в 2007 году, еще совсем новый скоростной поезд с казавшимися многим заоблачными по тем временам ценами на билеты гнал в Санкт-Петербург на скорости 180 км/ч (по другим данным – 191 км/ч). В 21:37 под локомотивом, за 40 метров до моста, по которому должен был проехать состав, произошел взрыв – на его месте впоследствии была обнаружена двухметровая воронка. Машинист Алексей Федотов немедленно затормозил и обесточил поезд – «чтобы не намотать провод на вагоны». Состав был разрушен: четыре первых вагона вместе с локомотивом улетели вперед на 700 метров, другие отцепились и сошли с путей раньше. Вагон-ресторан завалился на бок.

Травм было много, экстренное торможение на такой скорости безболезненным не бывает. Официально пострадавшими числятся более четверти находившихся в составе (231 пассажир и 20 сотрудников РЖД). Еще минимум 50–60 человек с порезами и ушибами просто не обращались за медицинской помощью. Однако госпитализировать пришлось только 30 человек, в серьезном состоянии – троих. Выжили все.

Считается, что пассажиров спасла именно огромная скорость состава – по инерции вагоны проскочили мост, ни один не упал вниз. Еще одним благоприятным обстоятельством стало наличие бетонных, а не деревянных шпал на этом участке пути – они, в свою очередь, помогли затормозить разогнавшиеся неуправляемые вагоны.

День таксиста

Первыми на месте происшествия появились таксисты. Средний прайс до Санкт-Петербурга, до которого было 165 км, составлял у них 3500 рублей. По приблизительным подсчетам, это было раза в два выше нормального тарифа. Уже темнело, и растерянные люди, многим из которых требовалась медицинская помощь, просто не знали, что делать – так что маловишерские таксисты собрали в тот день богатую жатву. Позже подъехавшие силовики начали останавливать на шоссе двигавшиеся в сторону Петербурга машины и подсаживать туда по 1-2 пассажира – уже, разумеется, бесплатно. Часть людей доставили на автобусах до Малой Вишеры, где посадили в электричку до Санкт-Петербурга.

Представители МЧС (пожарные) приехали примерно через 40 минут после аварии, следователи – еще через час. Довольно быстро они обнаружили под рельсами провода, тянувшиеся в кусты – очевидно, именно через них был дан сигнал к подрыву.

Через неделю после происшествия в том же районе возле автотрассы и нефтепровода нашли два тайника со взрывчаткой – там находилось около 40 различных снарядов, а также авиационная бомба.

Финансовый вопрос

В РЖД оценили убытки высоко: только на дополнительное питание для пассажиров было потрачено 2,5 млн рублей (судя по всему, в эту сумму входит обеспечение пищей пассажиров всех поездов, направленных в ту ночь в обход аварийного участка, что удлинило путь на восемь часов). Ремонт вагонов оценивался в 150 млн рублей, покупка нового электровоза – в 100 млн. Однако локомотив удалось восстановить: после капитального ремонта он вновь стал пригоден к эксплуатации.

Несколько вагонов вообще не пострадали. О компенсациях пассажирам много говорилось, но реальных выплат было мало; в явном выигрыше оказались те семеро пострадавших, которые при покупке билета приобрели также полис добровольного страхования за 50 рублей. Кроме того, в ту ночь и следующие дни было сдано около 2500 билетов на поезда из Москвы в Петербург и обратно: люди боялись ехать по железной дороге.

Кто в ответе за теракт?

Существует версия о том, что никакого теракта вообще не произошло, мол, причиной аварии стало неудовлетворительное состояние рельсов, а последующее расследование было призвано скрыть халатность железнодорожников. На эту мысль скептиков наталкивает огромное количество нестыковок, замеченных при расследовании катастрофы 2009 года (в частности, на первых кадрах с места трагедии воронки от взрыва нет). Однако приравнивать эту ситуацию к событиям 2007 года было бы неправильно.

Павел Косолапов

Многих удивляют и скромные сроки, к которым приговорили как бы виновников покушения на жизни десятков, если не сотен людей. Ни одна группировка не взяла на себя ответственность за теракт. Задержанные осенью 2017 года жители Ингушетии Саламбек Дзахкиев и Макшарип Хидриев получили 10 лет и 4 года соответственно за незаконный перевоз взрывчатки с умыслом подрыва. Факт их прямого участия в террористическом акте так и не был доказан в суде. Дзахкиев заявлял, что признательные показания из него выбили, а адвокаты подсудимых указывали на несомненное алиби клиентов. Организатором же был назван некто Павел Косолапов, «русский ваххабит», подозреваемый, в частности, в серии терактов в Москве и Воронеже в середине 2000-х и объявленный в федеральный розыск и международный розыск. Где он находится сейчас, да и вообще жив ли – не известно.

До сих пор находятся люди, считающие, что посадили не тех людей, причем сделали это сознательно: преступление было необходимо раскрыть, так как за расследованием наблюдали первые лица страны. Но это не отменяет того факта, что террористический акт все же имел место быть. И главным доказательством этого является тщательно подобранное место аварии – за 40 метров до путепровода, с которого и должен был обрушиться вниз поезд. Вероятность того, что техническая неисправность возникнет именно в столь «удобном» месте, ничтожно мала. Кроме того, не существует никаких противоречий версии теракта в фото- и видеосъемке с места аварии, а также в показаниях очевидцев.

Но какими бы ни были версии, несомненно одно: 13 августа 2007 года стало вторым днем рождения для 251 человека. В ноябре 2009 года пассажирам «Невского экспресса» повезло меньше – в аварии погибли 28 человек и были ранены около ста.






Дмитрий Замулин: «Я и сегодня — капитан Соври-голова»
Нынешние любовники 85-летней Аманды Лир годятся ей в правнуки