Шокирующая правда об ордене иезуитов и его делах
Вокруг ордена иезуитов за многовековую историю возникло немало мифов и легенд. Репутация в общественном сознании сложилась незавидная: беспринципные аскеты, не гнушающиеся любой ценой за поставленную цель. Так ли это? Какие страшные дела скрывает жизнь ордена? Кто первый стал на путь иезуитства? И главный вопрос — зачем?
Хромой рыцарь
Первым иезуитом в мировой истории стал отпрыск обедневшего испанского дворянского рода Игнатий Лойола. Его настоящее полное имя — Иньиго Лопец де Рекальде де Оназ-и-де-Лойола. В возрасте примерно 30 лет, в 1521 году, участвовал в обороне испанской Памплоны и был ранен осаждавшими город французами. Ранение это стало переломным моментом не только в судьбе Игнатия, но и во всей мировой истории.
Средневековая медицина была весьма специфична. Медики спасли Игнатию Лойоле жизнь и вылечили страшные раны. Но одна из его ног, перебитая вражескими снарядами, после лечения стала короче другой. О продолжении ратных подвигов не могло быть и речи. Однако во время долгого вынужденного бездействия в период восстановления от травмы Лойола пристрастился к чтению церковных книг.
Пытливый ум несостоявшегося рыцаря родил грандиозную идею: нести просвещение язычникам и распространять христианство по странам. Игнатий стал изучать богословие. Через 13 лет после судьбоносного ранения Лойола и его шестеро соратников: Николас Бабадилья, Петер Фабер, Диего Лайнес, Симон Родригес, Альфонсо Сальмерон и Франциск Ксаверий (Ксавер), — стали отцами-основателями нового духовного ордена — «Общества Иисуса». Именно так переводится его латинское название Societas Jesu. Официальное признание нового монашеского ордена произошло в 1540 году, когда папа Павел III провозгласил соответствующую буллу (акт, имеющий законную силу).
Сделать церковь снова великой
С учреждением нового общества Павел III провозгласил и его основную миссию. Католическая церковь всеми силами пыталась вернуть себе ускользающее могущество, которое оказалось под вопросом с началом в 1517 году эпохи Реформации. Именно тогда Мартин Лютер объявил свои «95 тезисов», обличающие существующее католичество, — в частности, рассказывающие о злоупотреблениях священнослужителей, в том числе, продажей индульгенций. Послание Лютера упало на благодатную почву — массовое недовольство существующими церковными порядками, породив, помимо, собственно, лютеранства, ряд последователей и отколовшихся течений. Поэтому папа Павел III увидел в новом ордене союзников в деле сохранения католической церкви, а главной целью объявил «вернуть заблудшие массы в ограду церкви».
Иезуиты начали с обширной миссионерской деятельности, широко распространяя славу о своих добрых делах. Как только положительная репутация была наработана, орден перешел к «основной» работе. Один из главных догматов католичества — непогрешимость и неограниченная власть папы. Иезуиты возвели этот принцип в абсолют: если это необходимо, вполне оправданно неповиновение светским государям и законам. Тираны могут быть свергнуты и устранены физически.
Цель оправдывает средства
Само выражение «цель оправдывает средства» приписывают иезуитам. Они начали агрессивное распространение своих идей для подчинения и обращения на «путь истинный» широких масс, а прежде всего — влиятельной аристократии. Огромная роль отводилась образованию и воспитанию — взрастить последователей с младых ногтей проще, чем переубедить имеющуюся заблудшую паству.
Иезуиты резко отличались от монахов существовавших ранее орденов: одевались в мирское, соответствующее случаю, и жили далеко не в затворе. Хитрость, лесть, обман, подстройка под любого собеседника вкупе с блестящим красноречием поначалу стали их основным орудием в вербовке. Чуть позже в ход пошли и более серьезные меры.
Нестяжательство, декларируемое ранее монахами, также было отринуто. Возможность признать еретиком фактически любого безгранично развязала руки иезуитам. Обогащение за счет изъятого в пользу церкви имущества сожженных на кострах еретиков стало обычной практикой. Само имущество, меж тем, превратило орден, по сути, в банк: деньги, золото и драгоценности тайно давались в рост. Многие правители были повязаны долгами ордену.
Теория, оправдывающая цареубийства, была столь стройна, что дело было за малым: применить ее на практике. Одной из первых жертв чуть не стал германский император, воспитанник иезуитов Леопольд I, вступивший на престол в 1657 году и ставший правителем в Австрии, Венгрии и Богемии, а в следующем году — и Римской империи. Братья ордена потребовали, чтобы император обратил Венгрию, где к тому времени господствовал протестантизм, в католичество. Отказавшись нарушить религиозную свободу, Леопольд I едва не подписал себе смертный приговор.
В 1670 году император слег с какой-то странной болезнью, и ни один придворный врач не мог его вылечить. И только проезжий лекарь, приглашенный, практически, к смертному одру правителя обратил внимание на неестественное, излишне красное пламя с белым испарением, которым полыхали многочисленные свечи в покоях. Каждая из них, как оказалось, была пропитана ядом и медленно, но верно, убивала Леопольда.
Братья ордена, однако, не испугавшись разоблачения, поздравили императора с чудесным спасением и возложили всю вину за покушение на отца-прокуратора. Понявший все лицемерие ближайшего окружения, но не имеющий другого, Леопольд I, боясь за собственную жизнь, вынужден был принять условия и отменить религиозную свободу в Венгрии.
Масштабные интриги развели иезуиты в Англии. Дочь короля Генриха VII (бывшего ярым противником католицизма) и его второй жены Анны Болейн Елизавета, взошедшая на престол в 1558 году, мало интересовалась вопросами религии. Но ее предшественница, дочь короля от первого брака Мария, много сделала для восстановления господствующего положения католической церкви. Иезуиты, желавшие дальнейшей работы над укреплением позиций церкви и активного уничтожения ересей, начали борьбу за влияние на королевский престол. Папа Павел IV объявил брак Генриха и Анны вне закона, и, как следствие, — незаконным присутствие на троне их дочери Елизаветы. В 1581 году в иезуитских школах в Реймсе и Дуэ начинает зреть заговор против королевы. Подослав шпионов, Елизавета вызнала подробности и заговорщиков казнила.
Была еще не одна попытка ее свержения (как мы помним, цель оправдывает любые средства, поэтому, разумеется, королеву должны были убить). С помощью тонких психологических манипуляций отцы-иезуиты внушили молодому англичанину Энтони Бабингтону чувство влюбленности в правнучку Генриха VII королеву Шотландии Марию Стюарт. Мария претендовала на английский престол, что было очень на руку ордену: поддержать конкурентку и убрать ненавистную Елизавету. Наивный Бабингтон хорошо подходил для этой роли. Но его заговор также был раскрыт. Он сам, его соратники, а позже и его заочная возлюбленная Мария Стюарт были казнены. Стоит ли говорит, что главные теневые организаторы, действуя чужими руками, вновь вышли сухими из воды.
Это только некоторые примеры. Покушений, манипуляций, заговоров, интриг, инициированных орденом, было великое множество.
Закат могущества
Сильную власть и влияние практически на все сферы общественно-политической жизни орден иезуитов имел до конца XVIII века. Излишнее усиление стало, мягко говоря, напрягать и церковников, и светские власти. Преступления, ранее сходившие иезуитам с рук, все чаще стали называть слишком тяжелыми, все чаще стала идти речь о необходимости запрета «Общества Иисуса».
В 1773 году папа Клемент XIV выпускает буллу, в которой отмечает обширные заслуги иезуитов перед католической церковью, на ниве общественного образования, а также их большую роль в развитии экономики. Тогда же папа распускает орден.
Впрочем, спустя не так много времени, в 1814 году, Societas Jesu восстановлено папством. Перед иезуитами ставится задача борьбы с революционными настроениями — на сей раз цивилизованными методами.
Живее всех живых
Не стоит думать, что орден иезуитов — это давняя история, закончившаяся с окончанием эпохи Реформации. Документы XX века дают немало свидетельств, что представители ордена активно участвовали в политической жизни Европы. И за ними продолжил тянуться зловещий шлейф. Так, в 1922-1924 годах Бенито Муссолини в Италии не смог бы обойтись без существенного содействия церкви. Явная поддержка Ватикана и регулярные пропагандистские публикации в иезуитских изданиях позволили ему набрать необходимый политический вес, обойти Итальянскую народную партию и придти к власти.
Папа Римский Пий XI до своей кончины в 1939 году продолжал линию «цель оправдывает средства». Он поддержал Муссолини как шедшего навстречу церкви, вернувшего в школы религиозное воспитание, а в армию — войсковых священников. Ватикан отказался от моральных принципов в угоду фашизму, поддерживающему католическую церковь. Муссолини цитировал папу Пия: «В системе фашистского учения, делающего упор на принципы порядка, авторитета и дисциплины, я не вижу ничего, что могло бы противоречить католическому учению».
Факты:
По состоянию на 2015 год общее количество иезуитов в мире — 16 740 человек. Абсолютное большинство из них — священники (11 978).
Орден делится на провинции, регионы (зависимые от провинций) и независимые регионы. Весь бывший СССР — независимый российский регион. Всего деятельность ведется в 112 странах.
Глава ордена сегодня — Артуро Соса.
Папский престол сегодня занимает иезуит. Папа Римский Франциск (до папства носил имя Хорхе Марио Бергольо) — первый иезуит на высшей должности римско-католической церкви.