О чем Сталина предупредил «советский Джеймс Бонд» Рихард Зорге
Вина Сталина в том, что он не прислушался к предупреждениям Рихарда Зорге, сильно преувеличена
Приближающаяся очередная годовщина начала Великой Отечественной войны вновь поднимает вопросы: почему она с первых эпизодов стала такой катастрофой для СССР? Было ли нападение вероломным и внезапным? Почему превосходившие немцев в численности советские войска оказались не в состоянии нанести ответный удар и закончить войну за год-полтора?
Наш восточный Джеймс Бонд
На большинство этих вопросов мы никогда не получим точных ответов. Одни документы хранятся «за семью печатями», другие уничтожены во времена власти Никиты Хрущева, третьи никогда и не существовали: многие приказы в те годы отдавались устно, особенно когда были связаны с сугубо засекреченными операциями. Тем не менее из года в год вспыхивает дискуссия о роли советской разведки в последние предвоенные дни. Наиболее распространенное мнение таково: разведчики предупреждали Сталина о начале войны, а он им не поверил и тем самым подставил страну под удар.
Это мнение не имеет под собой серьезных оснований, и мы попытаемся показать это на судьбе самого известного советского разведчика того времени – Рихарда Зорге.
В самом деле, почему Иосиф Сталин должен был доверять именно Рихарду Зорге? Будущий разведчик воевал за Германию в Первой мировой войне, его родной брат служил в вермахте, а позднее попал на Восточный фронт и в советский плен.
Да, после своей первой войны Зорге стал марксистом, связал судьбу с Коминтерном, стал выполнять деликатные задачи, но особого доверия к его материалам никогда не было.
В 1933 году, после трех лет работы в Китае, Зорге направили в Японию – туда он поехал как корреспондент нескольких германских газет. Подозрения в дезинформации легли на организованную Рихардом Зорге сеть в 1937 году – тогда практически по всем направлениям внешней разведки прошли отзывы специалистов с последующими репрессиями. Некоторые предпочитали остаться за рубежом, но тогда за ними начиналась форменная охота.
Неизвестно, какую судьбу выбрал бы Зорге, известный в Москве под псевдонимом Рамзай, но распоряжение о его отзыве было отменено. Возможно, потому, что организовать другую резидентуру среди крайне подозрительных японцев, да еще в условиях обострения отношений, было невероятно сложно.
Рихард Зорге вел бурную, яркую жизнь, он был настоящем Джеймсом Бондом 1930-х. Десятками соблазнял девушек, посещал все вечеринки, рассекал на мотоциклах (попав в тяжелую аварию, успел передать секретные документы другу и только после этого потерял сознание). Он был отличным журналистом, писал книги, разговаривал на нескольких языках, а хромота, появившаяся после ранения в Первой мировой, лишь придавала ему шарма.
Предсказания Рамзая
Но эта часть биографии Зорге, сделавшая его столь популярным после смерти, Москву не интересовала. Сталину нужно было знать: собирается Германия напасть на Советский Союз или нет.
Зорге, который в Японии получил место пресс-атташе германского посольства и крутил романы с женами, кажется, всех немцев в стране, много раз предупреждал о неизбежности войны. Однако эти сведения постепенно перестали вызывать интерес Сталина и его окружения. В самом деле:
- 10 марта 1941 года «Рамзай» сообщает, что Германия нападет на СССР «по окончании теперешней войны». На тот момент война в Европе была фактически окончена: Германии сопротивлялись лишь отдельные части капитулировавшей французской армии, велись локальные сражения с англичанами на Балканах, в Северной Африке и на морях. В целом этот прогноз можно считать сбывшимся, хотя интерпретировали его как «после победы над Великобританией».
- 2 мая Рамзай уточняет: «Решение о начале войны против СССР будет принято Гитлером либо в ближайшие дни, либо после войны с Англией» – тоже не слишком информативно.
- 19 мая – ничего нового: «Новые германские представители, прибывшие сюда из Берлина, заявляют, что война между Германией и СССР может начаться в конце мая. Но они также заявили, что в этом году опасность может и миновать». Надо понимать, что, хотя отношения с Японией были для Германии приоритетными (для этого даже придумали «восточную арийскую расу»), Берлин вполне мог просто не сообщать сотрудникам посольства о своих планах. То есть сколько бы женщин ни соблазнил Зорге, добыть достоверную информацию о планах Гитлера он просто физически не мог. Более того, Германия приняла программу дезинформирования противника через собственные посольства. А вот о японской политике Зорге имел куда более четкое представление и исправно транслировал его в Москву.
- 30 мая, однако, в Токио пришла весточка из столицы рейха: «Берлин информировал Отта (посла Германии в Японии. – Ред.), что немецкое выступление против СССР начнется во второй половине июня».
- Через день появляется конкретная дата. Примерно в это же время Сталин начинает терять терпение: «Ожидание начала германо-советской войны около 15 июня»…
- 15 июня приходится извиняться за ошибку: «Германский курьер сказал военному атташе, что он убежден, что война против СССР задерживается, вероятно, до конца июня. Военный атташе не знает – будет война или нет». Сталин нервничает, у него таких Рамзаев – полмира, и все шлют противоречивые сообщения.
- 20 июня: «Отт сказал мне, что война между Германией и СССР неизбежна».
Дату 22 июня Зорге, по-видимому, так и не назвал. Существующую телеграмму об этой дате историки считают фальшивкой, состряпанной по распоряжению или с молчаливого согласия Никиты Хрущева. Тому просто необходимо было возложить вину за всю тяжесть войны на Сталина, якобы не прислушавшегося к предупреждению.
Однако, согласитесь, даже если Рамзай прислал точную дату, то особых оснований выделить ее среди нескольких неточных у советского руководства просто не было.
Смерть и слава
Война началась катастрофически. Сколько бы мы ни говорили о мирных намерениях СССР, факт остается незыблемым: приграничные боевые соединения стояли на позициях, удобных для атаки и совершено непригодных для обороны – отсюда и страшные потери.
Зато доверие к Рамзаю, который много писал о неизбежности войны, резко возросло. И информация о том, что Япония не нарушит пакт о ненападении с СССР (этот пакт будет нарушен Советским Союзов в 1945 году) как минимум в ближайший год, оказалась бесценной: она позволила снять несколько дивизий с Дальнего Востока и перебросить их к западным границам.
Японцы арестовали Рихарда Зорге 18 октября 1941 года. Факта своей работы на СССР он так и не признал, называя себя агентом Коммунистического интернационала. Казнили его через три года; в тюрьме он успел написать мемуары. Слухи о том, что между Японией и СССР велась торговля по поводу обмена пойманными шпионами, достоверными не выглядят: Сталин вообще избегал подобных переговоров.
Нет шпиона в своем отечестве! СССР вообще не признавал Зорге своим агентом и героем, пока Никита Хрущев не увидел ленту французского режиссера Ива Чампи «Кто вы, доктор Зорге?» Тут-то и началось возвеличивание Рихарда на его второй родине. Яркого шпиона сделали легендой – человеком, который якобы мог направить Великую Отечественную совсем в другое русло.
Тут тоже интересно посмотреть на даты. Главная газета СССР «Правда» опубликовала материал о Зорге 4 сентября 1964 года. Там прямо говорилось о якобы точных прогнозах разведчика и о том, что «Сталин не обратил внимания на это и на другие подобные доклады». Но уже 14 октября 1964 года Никита Хрущев, который «продвигал» легенду о разведчике, был снят с основных постов в правительстве – при Леониде Брежневе такая статья была бы просто невозможна.
Пропагандистское колесо, впрочем, решили не останавливать: 5 ноября 1964 года Зорге посмертно получил звание Героя Советского Союза. Несомненно, заслуженно – но к дате германского нападения это не имеет никакого отношения.