У Ирины Муравьевой появился любимый мальчик
После премьеры фильма «Москва слезам не верит» Ирина Муравьева проснулась суперзвездой. Но не могла без искренних слез глядеть на свою героиню — противную, вертлявую и беспринципную Людмилу, ведь та оказалась полной противоположностью самой Иры. Актриса всю жизнь была верна одному человеку — режиссеру Леониду Эйдлину. С ним прожила в браке почти полвека. Леонид скончался от инсульта через неделю после 65-летия супруги, в феврале 2014 года.
Будучи школьницей, москвичка Ира мечтала преподавать в младших классах. Но в 15 лет полюбила стихи, превратилась в завзятую театралку и забеременела мечтой стать актрисой.
— Она проваливалась в театральные институты раз восемь — именно столько в течение двух лет подавала документы в вузы, — вспоминал друг и учитель Муравьевой, ныне покойный Геннадий Печников. — После первого неудачного лета, когда прием студентов был окончен, Ира решила пойти работать. Уборщицей во МХАТ. Пришла, устроилась… Когда сообщила об этом отцу, он, наверное, расслышал только первое слово. Его дочь — уборщицей?! Отец был военным. В поломойки не пустил и устроил в библиотеку.
На будущий год Муравьева все же выдержала конкурс в драмстудию при Центральном детском театре. А потом туда же пришла работать травести — играла животных и детей.
Хотя о собственном детстве вспоминать не любит.
— Родители были строгие, — призналась она лишь однажды. — Разрешали только ходить в школу, заниматься музыкой, приносить хорошие отметки и дружить с хорошими девочками. Меня долго преследовал комплекс неполноценности. Я боялась, замуж точно не выйду, потому что очень страшная. Я просто хотела играть в театре. О кино даже не думала. Папа вообще ни разу не сказал, хорошо я сыграла или нет.
В детском театре Ирина встретила единственного мужчину своей жизни — будущего супруга, режиссера Леонида Эйдлина.
— Это был взрослый, степенный мужчина, который должен был ставить у нас «Сказку о четырех близнецах», — рассказывал Геннадий Печников. — Первое образование у него техническое, а потом жизнь дала крутой поворот — он решил сменить профессию и сделал это, уже будучи зрелым человеком. На главную роль в своем спектакле он пригласил Муравьеву...
По словам Печникова, Эйдлин сразу же решил, что Ирина станет матерью его детей:
— Это было решение взрослого мужчины, а какие там планы у Иры — уже не важно. У нее-то имелось совсем немного опыта в этом смысле. Ира мне рассказывала, что даже в старших классах они с сестрой без мамы не выходили гулять. И если к ним подходили ребята, та строго говорила: «Мальчик, отойди». А тут Леня взял ее в оборот! Еще до того, как они поженились, я спросил Эйдлина: «Тебе Ира сильно нравится?» Он мечтательно улыбнулся: «Конечно — она ведь похожа на мою маму». Через пару лет они просто пошли в загс и расписались. Свадьбу зажали! Тогда мне почудилось в этом что-то странное: Леня намного старше Иры, к тому же не красавец, не особенно яркий человек. Мне казалось, она могла рассчитывать на большее.
Со Стебловым в СВ
После загса муж перевез Муравьеву в свою комнату в коммуналке. Первое время Ирина ужасно тосковала по родителям и по ночам плакала в подушку.
В 1977 году, когда у Муравьевой и Эйдлина подрастал двухлетний сын Даня, актриса перешла в Театр им. Моссовета. И, уже работая там, родила второго мальчика — Женю.
— Став дважды мамой, Ирочка начала себя беречь, — вспоминал ее коллега по сцене Евгений Стеблов. — Например, в спектакле «Цитата» по пьесе Зорина она играла мою невесту. В финале свадебный «кадиллак» поднимали вверх на тросах, и мы с Муравьевой должны были в нем покачиваться. Ирочка наотрез отказывалась садиться в машину. Я же, как мужчина, согласился и поднимался там один. В автомобиль была вмонтирована бутафорская ваза с цветами, и однажды она упала на Муравьеву. Слава богу, конструкция оказалась из легкого материала. А я подумал: «Значит, не зря она предчувствовала что-то неладное…»
А потом Муравьева со Стебловым снимались в военном фильме в Литве. Поездка в киноэкспедицию стала для актрисы, успевшей к тому моменту поработать в своих самых знаменитых лентах — «Карнавал», «Москва слезам не верит» и «Самая обаятельная и привлекательная», — скорее исключением. Зачастую она отказывалась покидать Москву и разлучаться с гиперревнивым мужем и сыновьями. Именно Ирину режиссер Владимир Меньшов настойчиво звал на роль Раисы Захаровны в свою комедию «Любовь и голуби», но вместо Муравьевой, как известно, сыграла Людмила Гурченко.
— На съемки в Прибалтику мы с Ирой направлялись в стареньком вагоне СВ, — рассказал Стеблов. — Муравьева тогда была необычайно популярна. Пассажиры видели нас вдвоем и сразу думали, что у нас отношения — тем более едем в одном купе. Ира решила созорничать и не стала никого в этом разубеждать. Проводница, у которой, кстати, был роман с начальником состава, посмотрела на Муравьеву утром лукавым взглядом, когда та отправилась умываться, и заговорщицки спросила: «Чай мне подать или вы сами?» Ира многозначительно ей подмигнула: «Сама!» Проводница была очень довольна, что ей доверили некую тайну. Мы с Ирой над этим долго хохотали. Ни Муравьева, ни я никогда не позволяли себе заводить лямуры с партнерами.
«Все ужасно!»
Муравьева всегда внимательно изучала сценарии и в случае c картиной «Москва слезам не верит» сразу угадала, что это будет шедевр. До нее актрисы, одна за другой, предложение Меньшова отвергали: Анастасия Вертинская, Валентина Титова, Жанна Болотова…
Первоначальный вариант сценария предполагал, что Людмила в одной из сцен будет сверкать голой грудью.
— Во время сцены в душе общежития Меньшов нас всех заставил обнажиться, — с ужасом вспоминала Ирина Вадимовна. — Мы должны были стирать белье и раздеться до пояса. Я кричала, что не буду делать это. Вера Алентова и Рая Рязанова уже стояли и ждали меня. Это было самое страшное в моей жизни! На первом дубле я стирала, сжав руки у груди. Меньшов кричал: «Опусти руки!» Но Господь Бог есть на свете. В пленке был брак. Так что позора удалось избежать! Следующие дубли мы играли уже в халатах.
— Ира никогда не переходила грань дозволенного, — уверен актер Александр Голобородько. — Она очень скромный человек. В одной пьесе ее героиня обращалась к моему персонажу солоноватыми по тем временам словами: «Я тебя хочу!» Как-то Ира объявила, что сегодня не будет произносить эту фразу (даже несмотря на то, что спектакль в стихах) и садиться ко мне на колени. Оказалось, на спектакль пришла ее мама, и Муравьевой стало ужасно неловко так себя вести.
В сорок лет у Муравьевой и вовсе случился творческий кризис. Она ушла из Театр им. Моссовета, потому что почувствовала себя абсолютно ненужной, и решила навсегда позабыть об актерской профессии.
— Я вдруг с ужасом поняла, что моя карета разбилась, а я не реализовываюсь, не нравлюсь ни себе, никому. Все плохо, все ужасно. Кино уже позади… И вообще все позади, — вспоминала то время отчаяния актриса.
Так она металась несколько лет, пока не пришла работать в Малый театр. Уже через несколько месяцев службы на прославленной сцене, где играют исключительно классику, Муравьева получила звание народной артистки России и почувствовала новый прилив сил.
Поддерживать бодрость духа Ирине Вадимовне помогла и вера.
— Думаю, тяга к Богу у нее всегда была, — поделилась подруга семьи, актриса Лариса Кичанова. — На гастролях Ира посещает храмы, уж о Москве я и не говорю. Она молится за здоровье близких. Когда ее внук Ванечка (ему сейчас 14. — И. С.), ее радость, приезжал к бабушке, день начинался с того, что они шли в церковь, причащались и только потом садились завтракать. Ирина Ванюшу во всех направлениях развивала: танцевала с ним, пела, устраивала домашние концерты. В общем, бабушка она — супер!
В какой-то момент отношения старшего сына Ирины Вадимовны с мамой мальчика испортились, и артистка, как говорили в ее окружении, лишилась возможности полноценно общаться с Ваней. А в декабре 2017-го отцом стал и младший сын Муравьевой. У него родился мальчик. Назвали Леней, в честь покойного Эйдлина. Теперь внимание звездной бабушки, отметившей в этом году 70-летие, переключилось на маленького Ленечку.
*Организация запрещена на территории РФ