Бабушка Высоцкого была моложе его родителей
СВЕТЛАНА АННАПОЛЬСКАЯ: с врачом Аллы Пугачевой Михаилом Аршибая |
В околоэстрадных кругах телережиссер Светлана АННАПОЛЬСКАЯ в основном известна по работе в музыкальной редакции первого канала. Она пришла туда в конце 70-х и до 1994 года снимала такие популярные программы, как "Голубой огонек", "Утренняя почта" и "Песня года". А до прихода в музыкальную редакцию более 10 лет проработала на первом канале в легендарной молодежной редакции. Участвовала в создании первых ток-шоу и телеигр. И даже вместе с будущим "телебоссом" Эдуардом САГАЛАЕВЫМ и другими коллегами получила в 1977 году Государственную премию СССР за 60-серийную документальную телеэпопею "Наша биография".
Об этих и многих других интересных фактах из жизни Светланы Аннапольской я узнал из ее книги с поэтичным названием "Акватория любви", которую выпустило недавно издательство "Звонница-МГ".- В книге вы рассказываете, что в театре Пушкина вам поручили набирать молодых актеров, и в числе других вы привели выпускника школы-студии МХАТ Владимира Высоцкого. Чем он привлек ваше внимание?
- Он не был похож ни на кого. Он был очень богатый внутренне парень. И этим он во многом был обязан своей семье. Я очень хорошо ее знала. Мой отец был главным виноделом на заводе "Узбеквино". А дед Высоцкого работал там юрисконсультом. И какой это был дед! Это была ходячая энциклопедия. Море остроумия и обаяния. О чем говорить, если в 70 лет он женился на 20-летней и родил сына! Отец Высоцкого тоже был умница необыкновенный. Это и были те глубинные интеллигентские корни, которые впитал в себя Володя. - Выходит, когда вы отбирали Высоцкого в театр Пушкина, вы уже были с ним знакомы? - Конечно. Но он действительно поразил меня как актер. К сожалению, в театре имени Пушкина его творческая жизнь не сложилась. Именно тогда Володя начал сильно пить. И в этом в какой-то мере был виноват Борис Равенских, который был тогда главным режиссером театра. Он тоже почувствовал, какой у Володи большой потенциал. И сразу дал ему главную роль в чешской комедии "Свиные хвостики". Володя начал репетировать. Ну, не может все сразу получаться у молодого актера! А тут кто-то сказал, что на эту роль в Свердловске есть хороший комедийный актер Раутбарт. (Все помнят его по роли профессора в фильме "Операция "Ы".) Равенских вызвал его из Свердловска, снял Высоцкого с роли и отдал ее Раутбарту. Мало того - он назначил Володю в массовку в том же спектакле. Высоцкий должен был играть в оркестре на огромном барабане. На премьере он напился. И, проходя по сцене, упал в оркестровую яму. Слава богу, музыканты подняли руки и удержали его. После этого Высоцкий называл Равенских не иначе как "фюрером". Ничего выдающегося в театре Пушкина ему сыграть так и не дали. Слава богу, что он быстро ушел оттуда в театр на Таганке. Если бы он там остался, может быть, он бы и не раскрылся. Позже я привела в театр имени Пушкина Безрукова-старшего. Он пришел вместе с Валей Аслановой - они тогда были муж и жена. И этим способным ребятам у Равенских не удалось себя никак проявить.Леонида Маркова выгнали из Ленкома за соблазнение малолетки
- Но ведь других молодых актеров Равенских поддерживал. Например, вы упоминаете в книге, что он поручился за Леонида Маркова, когда у того были неприятности в Ленкоме…
- Дело в том, что Марков пил и очень любил женщин. И однажды соблазнил несовершеннолетнюю девушку. Потом, правда, он на ней женился. Но поначалу из театра Ленинского комсомола его увольняли с "желтым билетом". А он же был очень талантлив. И Равенских за него поручился, взял его в наш театр. И Марков играл у нас очень много и очень хорошо. Просто Равенских больше любил актеров, которые делали все так, как он считал нужным. А слишком неординарных отбрасывал. Достаточно сказать, что он ничего не дал сыграть великой Раневской. В театре имени Пушкина она играла только старый спектакль "Деревья умирают стоя". И в итоге ушла в театр имени Моссовета. - Я с удивлением узнал, что уже в 60-х годах вы делали многое из того, что сейчас ТВ преподносит нам как нечто новое. У вас был даже аналог суперпопулярных ныне "Окон" - программа "Студия "Публицист" обсуждает". Правда, вы не скрывали, что сценки разыгрываются актерами… - Мы брали интересные статьи из газет. И делали на их основе такие публицистические спектакли. В ходе обсуждения ребята в студии предлагали, как могло бы развиваться действие. Актеры тут же разыгрывали предложенные варианты. А потом показывали, как все было дальше на самом деле. И это происходило в прямом эфире. Мы не касались политики. Но то, что люди высказывали свои мысли, испугало председателя Гостелерадио Лапина. Он сказал нашему редактору Тамаре Бокаревой: "Если вы считаете, что в нашем обществе что-то не совсем правильно, вы должны рассказать об этом мне. А я уже, - он указал на белый телефон прямой связи с Кремлем, - сообщу об этом непосредственно Леониду Ильичу". Лапин потребовал, чтобы программа шла в записи, мы стали возражать. И программа была закрыта.Дочь сотрудницы посольства США родила от Вознесенского
- Вам нередко приходилось сталкиваться с известными людьми при весьма неординарных обстоятельствах. Например, Андрей Вознесенский как раз во время съемок вашей программы "Диалоги" с участием его и Родиона Щедрина переживал бурный роман с юной девушкой по имени Аня…
Пугачева целовалась с Ротару абсолютно трезвой
- Именно вы снимали нашумевший в 1989 году "Огонек" к 8 марта, который вели Пугачева, Ширвиндт, Державин и Шифрин. Тогда впервые после нескольких лет борьбы с пьянством в студии появилось спиртное. Дело дошло до того, что Пугачева даже расцеловалась с Ротару, с которой всегда находилась в конфронтации…
- На самом деле до окончания съемок ведущие не пили. Просто мне удалось создать такую атмосферу, что все чувствовали себя абсолютно свободно. Этот "Огонек" снимался в итальянском ресторанчике в "Хаммер-центре". Все исполнители пришли со своими родными. Я поставила на каждый столик по бутылке коньяка и шампанского. И разрешила гостям открыто выпивать. В итоге программа и получилась ни на что не похожей. Мы всегда стремились к этому. Взять ту же "Утреннюю почту". Сейчас это просто сборник клипов. А тогда для каждой программы писался сценарий. Под этот сценарий подбирались песни. И соответствующим образом снимались. Мы не называли это клипами. И не тратили на них бешеные деньги. Зато мы могли показать каждый молодой талант всей стране. А сейчас, если у артиста нет денег, каким бы талантливым он ни был, путь на телеэкран ему закрыт. - Так ли уж бескорыстно все было при советской власти? Разве тогда не "подмазывали" редакторов, не делали им дорогие подарки? - Какие там подарки?! Действительно, иногда благодарные исполнители приносили нам большую коробку конфет. Тогда мы устраивали в нашей 3-й комнате чаепитие. И вместе с исполнителями съедали эти конфеты. Иногда приносили коньяк. И мы так же вместе его выпивали за их успех. Но совесть у нас была чиста. В наши программы мы брали только тех исполнителей, кто был по-настоящему талантлив, у кого по-настоящему была перспектива. А явно слабые артисты сразу отсеивались, даже если они многозначительно намекали, что потом отблагодарят нас. Нам это было просто не нужно.