Самые зверские древние способы лечения
До середины XIX века одним из основных средств исцеления людей было кровопускание. Чуть что, человеку отворяли кровь – либо с помощи ланцета, либо прописывая лечебных пиявок, мерзких черных кровососов, которыми в сказке Алексея Николаевича Толстого торговал Дуремар. Почему врачи прошлого так любили избавлять человека от некоторого количества красной жидкости?
Жизненные соки
Любой уважающий себя европейский врач был знаком с трудами Гиппократа. Который утверждал, что в теле человека соседствуют четыре жизненных сока, или гумора: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Они соотносятся с четырьмя природными стихиями: огнем, водой, землей, воздухом. Нарушение баланса гуморов ведет к болезням и пагубным страстям.
Количеству и качеству крови античные врачеватели придавали особое значение. В частности, считали, что, хотя недостаток и вреден организму, избыток крови в теле куда вреднее.
Как ни странно, пуская человеку кровь, врачи были убеждены, что действуют в полном согласии с природой. Логика их была такова: если в организме слишком много воды, тело спешит от нее избавиться, выделяя влагу – например, при помощи мочеиспускания или слезотечения. Если имеется избыток крови, тело и от нее избавляется – у человека, например, открывается носовое кровотечение, или кровь идет горлом; женщины – те так и вовсе теряют кровь каждый месяц. Задача врача – помогать организму избавляться во время болезни от лишней крови, которая из-за недуга стала ядовитой. Помогать при помощи ланцета, банок и пиявок.
Опустевшие пруды
По мнению Гиппократа, кровопускания помогали при гангрене, водянке яичек, простуде, боли в животе и метеоризме. Средневековые врачи расширяли этот список кто во что горазд, внося в него болезни, вызываемые, как мы сейчас знаем, микроорганизмами, а также умственные и душевные расстройства. В медицинских трактатах изображалось человеческое тело, на котором были отмечены места, идеальные для кровопусканий, а специальные пометки объясняли, в каких случаях откуда выпускать кровь.
Иногда искусственные кровотечения устраивались для профилактики болезней – целители были уверены, что избавление от избытка крови мобилизует защитные силы организма. Отворять кровь следовало при горячке – так называли все заболевания, сопровождающиеся повышением температуры и учащением сердцебиения. Франсуа Бруссе, французский военный врач начала XIX века, настойчиво рекомендовал коллегам пускать кровь при воспалительных заболеваниях – а к воспалительным от относил очень многие болезни, от холеры до цинги. Именно он ввел многолетнюю молу на пиявки – их укус был практически безболезненным в отличие от надреза ланцетом и использования банок.
Пиявки стали столь популярны, что предприимчивые дуремары буквально за пару десятилетий очистили от них пруды Западной Европы, после чего пиявок принялись импортировать.
Коллеги, остановитесь!
Одним из первых врачей, подвергнувших сомнению пользу кровопускания, был фламандец Ян Баптиста ван Гельмонт: он считал, что в болезнях соотношение «жизненных соков» не виновато. Для доказательства своей правоты Гельмонт предлагал провести эксперимент: взять несколько сотен больных из числа бедняков, разделить на две группы и одних лечить кровопусканием, а других иными средствами, после чего посмотреть, в какой группе будет больше трупов.
Исследование эффекта от отворения крови было проведено лишь в 1830-х годах: французский врач Пьер Шарль Александр Луи при помощи числового метода доказал, что при так называемой горячке кровопускания не помогают.
Тем не менее, пиявки продолжали быть популярными. Возможно, именно из-за них умер Джордж Вашингтон: врачи, пытаясь вылечить его от ларингита и пневмонии, за двое суток при помощи пиявок избавили первого президента США от половины крови.
Вскоре медицинская пресса начала целую кампанию против кровопусканий; во второй половине XIX века медики от них отказались. А народные целители еще долго продолжали пускать кровь своим неграмотным пациентам.
А как сейчас?
В наши дни любой врач подтвердит, что кровопускание не поможет ни при подагре, ни при гриппе, ни при воспалительном процессе, ни при депрессивном расстройстве. Человеческое тело устроено очень мудро; кровь, которая течет по нашим сосудам – венам и артериям, – необходима для нормального функционирования организма именно в имеющемся количестве: в среднем около пяти литров у мужчин и около четырех – у женщин. Потеря крови в значительных количествах чревата анемией и общей слабостью; в тяжелых случаях наступает кислородное голодание и геморрагический шок и даже смерть.
Сегодня забор крови из вены (флеботомию) производят либо для анализа – и тогда ее берут совсем немного – либо если человек желает стать донором. В последнем случае существуют разумные ограничения: крови берут не более 400 мл, а донору предоставляют в день сдачи крови бесплатное питание. И кроме того дают отгул на работе.
Ученые исследуют возможную пользу кровопускания про болезни Альцгеймера и серповидно-клеточной анемии, но «на поток» подобное лечение не поставлено.