От «Марса-3» до «Кьюриосити». Все марсоходы, которые шагали по Красной планете
Ровно пять лет назад, 6 августа 2012 года, марсоход «Кьюриосити» начал свою миссию на Красной планете – она продолжается и по сей день. У всех современных марсоходов – английские имена, и сегодня мало кто помнит, что первый автоматический аппарат, попавший на Марс, был советским и носил скромное название ПрОП-М - «Прибор оценки проходимости – Марс». Его еще называли «Марс-3». Предыдущие две попытки были неудачными, поэтому «Марс-1» и «Марс-2» в историю не вошли.
«Прибор оценки проходимости» – первые попытки
2 декабря 1971 года состоялась первая в истории Марса успешная мягкая посадка. Небольшое устройство на двух шагающих лыжах было наделено зачатками искусственного интеллекта и было способно передать на Землю базовую информацию об окружающей обстановке. Знания о Марсе тогда были минимальными, поэтому ценной должна была стать каждая крупица знаний.
Увы, практически сразу после посадки миссия «Марса-3» и завершилась: прибор проработал всего 14,5 секунды и перестал выходить на связь. Сломался ли он механически или так и ползал молча по Красной планете еще несколько лет – неизвестно. Главная версия случившегося – мощнейшая пылевая буря, которая вывела передатчик из строя. Возможно, когда-нибудь под метровым слоем пыли кто-нибудь из марсианских колонистов найдет коробочку размером 25 на 22 сантиметра – и, наверное, сочтет ее сломавшейся детской игрушкой…
После этой неудачи наша страна надолго свернула марсианские программы, и инициативу перехватили американцы.
«Соджорнер»: первый успех
4 июля 1997 года, в День независимости США, на Марсе приземлился – или, если угодно, примарсился «Соджорнер», «временный житель». Его миссия действительно была недолгой, рассчитанной всего лишь на марсианскую неделю, состоящую из семи солов, как называются сутки на этой планете (они на 40 минут длиннее земных). Однако марсоход-стахановец ухитрился отработать 83 сола до окончательной потери связи 27 сентября. Да и то из строя вышел не сам «Соджорнер», а спускаемый аппарат, который ретранслировал сигнал с устройства на Землю.
Путешествие шестиколесной машинки габаритами 65 на 48 сантиметров нельзя назвать ни близким, ни далеким: пролетев миллионы километров до цели, временный марсианский житель проехал по твердой поверхности лишь сотню метров. Ему удалось протестировать ряд систем безопасности, доказать возможность функционирования на пыльном Марсе солнечных батарей, и, конечно, передать на Землю множество фотографий.
Хотя первым был все-таки советский малыш ПрОП-М, миссию «Соджорнера» американцы гордо назвали Mars Pathfinder, то есть «Первопроходец Марса».
«Спирит» и «Оппортьюнити»: марсианские близнецы
Насмотревшись на одиночество «временного жителя», американцы решили в следующий раз послать марсоходы парой. Не обошлось без русского следа – названия «Спирит» и «Оппортьюнити» («Дух» и «Возможность») были предложены девочкой-сиротой из Сибири, удочеренной американцами и получившей имя Софи Коллиз.
На миссию отводилось 90 солов, но и тут запас прочности оказался очень большим. Приземлившиеся в кратере Гусева (назван в честь русского астронома XIXвека) «братья-близнецы» работали вместе более шести лет. «Спирит» отключился 22 марта 2010 года, еще 14 месяцев астрономы пытались восстановить с ним связь. А «Оппортьюнити» ползает по Марсу до сих пор, уже 14-й год! Он проехал за это время около 45 километров – вроде бы немного, но любая поспешность на неизвестной планете могла бы стать роковой.
В отличие от своих четырехкилограммовых предшественников, «братья» имели уже солидные габариты – 1,6 на 2,3 метра при весе 185 килограмм каждый. Передвигались они, как и «Соджонер», на шести колесах. Основная «профессия» этих марсоходов – минералогия: их научили бурить грунт, анализировать образцы камней и пыли, поставили на них камеры для макросъемки – в общем, ученые видели Марс буквально своими глазами и почти что трогали его своими руками – с тем лишь нюансом, что сигнал между планетами идет от пяти до двадцати минут в одну сторону…
«Кьюриосити»: миссия продолжается
И вот, наконец, наш юбиляр – «Кьюриосити» («Любознательность»), севший на Марс в августе 2012 года и до сих пор благополучно там работающий. 899 килограммов научного веса, габариты 3,1 на 2,7 метра – этот марсоход крупнее автомобиля «Ока»!
«Любознательность» полностью оправдывает свое имя: он катается по Марсу уже в три раза дольше запланированного срока и проехал порядка 16 км. «Кьюриосити» ищет следы условий для жизни, изучает климат и геологию, а главное – собирает сведения, которые будут полезны для высадки здесь человека.
Аппарат стал первым, кому удалось обнаружить на Марсе органику – хлорсодержащие органические соединения. Скорее всего, впрочем, они прилетели вместе с каким-то метеоритом. «Кьюриосити» также удалось найти русло древнего ручья – совершенно точно, что когда-то здесь текла жидкость, как считают ученые, скорее всего, это была вода.
Кстати: Почти одновременно с «Кьюриосити» к Марсу должен был прибыть российский «Фобос-грунт», предназначенный для работы на спутнике Красной планеты, однако этому проекту повезло меньше. Вместо отлета к Фобосу аппарат лег на низкую околоземную орбиту и вскоре сгорел в атмосфере, повторив судьбу своего предшественника, аппарата «Марс-96». Сейчас в России работают над подготовкой запуска марсохода «Марс-Астер», прошедшего испытания еще в 1994 году. Также над новыми проектами трудятся Европейское космическое агентство и NASA.