Чужие жены, любовницы и смерти в жизни Бориса Пастернака

Борис Пастернак
Борис Пастернак. Фото: globallookpress.com
«Заплаканный мулат» - так в шутку и изливая желчь называли Бориса Пастернака его менее успешные и талантливые коллеги

Он знал многих женщин. И многие из них сами лили горькие слезы. Статный, породистый, с лицом, черты которого таили восточную жестокость, не стеснялся в лирике сильных чувств. 10 февраля исполняется 130 лет со дня рождения поэта и писателя.

Воздух моментально покинул легкие, как будто ему дали под дых. Горло нещадно жгло. Высокий красавец, будто отлитый из бронзы, сейчас был жалок. Способный несколькими строчками пролить чужие слезы, он плакал сам. Пастернак не раз бравировал готовностью покончить жизнь самоубийством, даже предлагал любовницам сделать это вместе. Но зачем в этот раз было прибегать к едкому йоду? Он не мог жить без этой женщины, но боль, которую он причинял ее законному мужу, была невыносимой.

Борис Пастернак всегда нравился женщинам. А они ему. Он был влюбчив и, кажется, не мог творить без романтического флера. Легкого, возвышенного, окрыляющего и всегда чуточку нового.

Ахматова и Пастернак
Ахматова спасала Пастернака во время любовных бурь. Фото: © «ИТАР-ТАСС»

О его любовных похождениях знали все. Друзья, литературная тусовка, жены. Анна Ахматова рассказывала Исайе Берлину - английскому историку, писателю и философу:

«На Пастернака находит желание встретиться, только когда он пребывает в угнетенном состоянии. Тогда он… приходит расстроенный и измученный, чаще всего после какого-нибудь любовного увлечения, но его жена появляется вскоре вслед за ним и забирает его домой».

Главными в жизни Бориса Леонидовича стали пять женщин. Жены Евгения и Зинаида, любовница Ольга Ивинская, поплатившаяся за их отношения адом советских лагерей, королевы русской поэзии Марина Цветаева и Анна Ахматова. С последней их связывала неразрывная платоническая любовь, в которой они спасали друг друга. Актриса театра и кино Нина Ольшевская вспоминала: «Когда Пастернаку было плохо, он уезжал в Ленинград и останавливался у Анны Андреевны. Стелил на полу пальто и так засыпал, и она его не беспокоила».

Переписка с Цветаевой, длившаяся 13 лет, одарила читателей настоящим эпистолярным романом и созвездием прекрасных стихов. «Хочу Ваших писем…» - пишет она. «Ты жива, ты во мне, ты в груди», - отвечает он. Известная легенда гласит, что Пастернак, собирая Цветаеву в эвакуацию в Елабугу, перевязал чемодан веревкой. «Крепкая, хоть вешайся», - пошутил поэт. 31 августа 1941 года тело Марины вынут из петли. В предсмертной записке она скажет, что «попала в тупик».

Борис Пастернак, Сергей Эйзенштейн, актриса Ольга Третьякова, Лиля Брик, Владимир Маяковский
Пастернак, Сергей Эйзенштейн, актриса Ольга Третьякова, Лиля Брик, Владимир Маяковский. Фото: © РИА «Новости»

От красавицы к красавице

В начале 1920-х годов Борис встретил Евгению Лурье, которая станет его первой женой. Веселая, озорная, хорошенькая. И нрав отнюдь не кроткий. Окончила гимназию с золотой медалью, поступила на математическое отделение Высших женских курсов, но вскоре поменяла интересы на живопись, в чем в будущем преуспела. Вокруг всегда вились поклонники.

Брак Пастернака и Лурье продлился восемь лет, но его нельзя назвать счастливым. Увлечения Женечки на стороне были не менее многочисленными, чем похождения Бориса. «Женя ушла встречать праздник в гости, со всей компанией - Асеевым, Маяковским… Я остался за хозяйку, с ребенком. В шестом часу сынок наш закашлял. Я стал ему греть молоко, по страшной рассеянности делая страшные глупости с примусом… Со встречи праздника вернулись Женя с Маяковским. Он поздравил меня с Новым годом», - вспоминал Пастернак о том, как встретил 1927-й.

В 1931 году их брак окончательно распался. Последнее лето они провели на даче под Киевом в компании семьи известного пианиста Генриха Нейгауза. И его хорошенькой жены Зинаиды. Эти отношения доставили много боли всем участникам любовного многоугольника. Главными истязателями были Зинаида и Борис. Впоследствии Зинаида вспоминала: «Он остался в ту ночь у меня. Когда наутро он ушел, я тут же села и написала письмо Генриху Густавовичу о том, что я ему изменила, что никогда не смогу продолжать нашу семейную жизнь и что я не знаю, как сложится дальше, но считаю нечестным и морально грязным принадлежать двоим, а мое чувство к Борису Леонидовичу пересиливает… Я была уверена, что он все это переживет, и написала прямо, считая это более порядочным. Он получил мое письмо в день концерта. Как рассказывал мне потом его импресарио, во время исполнения Нейгауз закрыл крышку рояля и заплакал при публике… Нейгауз отменил все последующие концерты этой гастроли и приехал в Москву. Увидев его лицо, я поняла, что поступила неправильно не только в том, что написала, но и в том, что сделала».

Пастернак с первой женой Евгенией и их сыном Женей
Пастернак с первой женой Евгенией и их сыном Женей. Фото: Getty Images

Повальный разврат

Мытарства продлились почти два года. Чета Нейгаузов то расходилась, то сходилась. Искала какие-то неработающие схемы, пыталась воскресить отношения, но только в 1932 году Зинаида Николаевна стала Пастернак. Именно в этот непонятный период Борис предпринял попытку отравиться йодом и снотворным. «Зина спасла меня», - признавался потом поэт.

Зинаида, кстати, после всей этой истории превратилась в закаленного бойца. На увлечения мужа и его популярность у молоденьких девушек смотрела с издевательской улыбкой. И оставила саркастические воспоминания: «После войны начался повальный разврат. В нашем писательском обществе стали бросать старых жен и менять на молоденьких, а молоденькие шли на это за неимением женихов. Молоденькие девушки из Скрябинского музея окружили Бориса поклонением, засыпали его любовными письмами и досаждали ему навязчивыми визитами. Почему-то всех их он шутя называл балеринами. Ему мешали работать, подчас он на них сердился и выставлял меня, как цербера, охранять его от их визитов».

Пастернак с Ольгой Ивлинской
С Ольгой Ивлинской - последней любовницей и музой. Фото: Getty Images

Лара в синеньком халатике

Поддался разврату и «старый бес». В 1946 году Борису Пастернаку 56 лет. В редакции литературного журнала «Новый мир» он знакомится с 34-летней сотрудницей Ольгой Ивинской. Интересно, что на Пастернака запала близкая подруга Ивинской, но именно Ольга станет его последней и самой сильной любовью. Более того - музой! Литературоведы сходятся во мнении: роковая Лара из «Доктора Живаго» - это именно она. Все начинается с общих интересов. Они много обсуждают искусство, творчество. Совместные прогулки становятся все дольше.

Дольше, дольше, дольше… Настолько, что Пастернак живет то в Переделкино с женой, то в Москве с любовницей, которая встречает его в соблазнительном халатике синего шелка. Борис обещает женщинам попеременно порвать с соперницей. Не веря его словам, Зинаида решает действовать. Сначала у постели их болезненного сына Леонида она берет обещание, что муж никогда не уйдет из семьи. Затем навещает любовницу. Общается жестко и коротко. После ее ухода Ольга глотает таблетку за таблеткой люминала. Ее спасает скорая.

Две ходки за любовь

Отношения с попавшим под пристальное внимание органов писателем становятся проклятием для Ольги. Пара лет счастья оборачивается кошмаром судебного преследования и тюремного заключения. Издеваясь над Ивинской, управляют Пастернаком, который все больше общается с «западными друзьями». В 1949 году Ольгу арестуют по обвинению в «близости к лицам, подозреваемым в шпионаже». Ее избивают на допросах. В тюрьме у нее происходит выкидыш. Так оборвалась жизнь третьего ребенка писателя.

Она вернется в Москву только в 1953-м. После развернувшейся травли Пастернака за публикацию романа «Доктор Живаго» за железным занавесом именно Ольга станет ему главной поддержкой. Именно ей литератор завещает свои зарубежные гонорары. Тем самым, того не желая, отправит ее в тюрьму во второй раз.

…Борис Пастернак скончался 30 мая 1960 года от рака легких. Женщины, которых он так сильно любил и которые так сильно любили его, остались жить. Каждая сохранила непростую и болезненную память о нем. Но ни одна не смогла отрицать, что именно с ним была счастлива.






Белорусский майдан — атака на российскую армию
Банальная течь из носа может обернуться кучей проблем