Страшные смерти актёров «Кабачка «13 стульев»
В январе 1966-го в телеэфире появилась эстрадно-развлекательная передача «Кабачок «13 стульев». Идея пришла в голову актеру Александру Белявскому, который в то время снимался в знаменитом польском сериале «Четыре танкиста и собака». Он, как и большинство участников нового шоу, служил в Театре сатиры. «Кабачок» стал рекордсменом продолжительности среди советских телепроектов - за 15 лет в эфир вышло 133 серии общей продолжительностью около 145 часов.
Для многих актеров эта веселая передача стала отправной точкой в карьере и визитной карточкой. Но собственные судьбы порою не давали повода для смеха.
Роман Ткачук
- (1932 - 1994)
- Роль: пан Владек, муж пани Терезы
Театральные критики хлестко охарактеризовали амплуа народного артиста Узбекской ССР: «глупый простак с ноткой лирической грусти». Театр сатиры подарил Роману Ткачуку главные роли в самых громких спектаклях. Да и в кино Роман Денисович сыграл более 70 ролей. Но сколь прекрасна была его карьера, столь печален финал жизни. У жены - редактора телеспектаклей Театра сатиры Майи Гнездовской - обнаружили онкологию. Пошатнулась психика, страшно болели ноги, случались провалы в памяти, она могла уйти из дома непонятно куда, оставив включенным газ, стала выпивать. Ткачук тоже начал прикладываться к бутылке.
- Однажды Рома сказал: «Знаешь, если Майка умрет, я жить без нее не буду», - вспомнила 79-летняя Валентина Шарыкина (пани Зося, официантка). - Он пережил Майю, ну, может, часов на шесть. Никто точно не знает, что произошло. То ли водка была некачественная, то ли они специально что-то в нее добавили, но ночью умерла Майя, а утром - Рома. Кажется, он допил то, что не выпила жена… Скорее всего, Ткачук понимал, что делает, потому что не стал закрывать входную дверь. Оставил щелочку. Их бездыханные тела, лежащие рядом на кроватях, нашла соседка.
Готлиб Ронинсон
- (1916 - 1991)
- Роль: пан Станислав, дядюшка пани Эльжбеты
С детства страдал эпилепсией и всегда ходил с пакетом лекарств. После смерти боготворимой им мамы актер остался совсем один. Однажды он не пришел на спектакль. Коллеги сразу поняли, что случилась беда - Готлиб был очень ответственным. Придя к нему домой - в крошечную «однушку», забитую до потолка книгами и старыми вещами, они увидели его лежащим на полу, в руке зажата таблетка. Жизнь Готлиба Ронинсона унес инсульт. За три месяца до этого он заказал себе могильную плиту, на которой отсутствовали только день и месяц смерти.
Лидия Савченко (Картамышева)
- (1936 - 2011)
- Роль: пани Марыля, невеста пана Директора
Удивительным образом история на телеэкране перенеслась в жизнь актрисы. Главным мужчиной ее жизни был драматург Михаил Рощин. Они поженились, и на 25-й день после свадьбы, 8 мая, писатель внезапно привел в дом Екатерину Васильеву (пани Эльжбета, жена пана Директора), с которой только что познакомился в ресторане Центрального дома литераторов.
Васильева пришла в ЦДЛ на ужин с Никитой Михалковым, который пытался помирить ее с мужем - режиссером Сергеем Соловьевым. У супругов накануне случилась крупная ссора. И вдруг Васильева увидела Рощина, сидящего за соседним столиком с Олегом Ефремовым и Аллой Покровской. Драматург не сводил с нее глаз. Любовь с первого взгляда. Взаимная.
После короткого чаепития в квартире, где Михаил жил с Лидией, Рощин вызвался проводить новую знакомую до остановки такси. И больше домой не вернулся.
На следующее утро Савченко послала в театр «Современник» телеграмму на имя Васильевой: «Поздравляю днем победы». Ей не хотелось жить. На отчаянный шаг она не пошла только из-за того, что была беременна.
- Душевные переживания сказались на здоровье тети Лиды. Начались и проблемы с почками, - рассказал племянник актрисы Евгений Зайцев. - Последние годы она часто лежала в больнице. В начале 2011-го перестала вставать с постели. В конце января я был у нее дома, растирал ноги, которые мерзли. 3 февраля возвращался из Москвы в Ставрополь на поезде. Мобильной сети не было. О смерти тети Лиды узнал, когда приехал домой - позвонила ее дочь Наташа.
Олег Солюс
- (1915 - 1976)
- Роль: пан Пузик, владелец гостиницы
Всего себя отдавал театру. Был закоренелым холостяком и жил с тетушками. Незадолго до смерти женился. На гастролях в Баку после традиционных посиделок с обильными возлияниями решил искупаться. Зашел в море по пояс и рухнул - остановилось сердце.
Актер Георгий Менглет, с которым Солюс дружил 40 лет, написал о нем в своей книге «Актер - лицо действующее»:
«Встретились мы еще в театральной студии под руководством Дикого и не успели проститься в тот солнечный, раскаленный день в Баку на гастролях, когда он с улыбкой вошел в море...
У Олега началось все прекрасно... Но дарование его почему-то не получило должного развития и, как мне кажется, одной из причин того была его скромность, переходящая прямо-таки в болезненную застенчивость. Этот человек, способный яростно отстаивать интересы товарищей, гневно осадить хама, в каких бы чинах тот ни ходил, был абсолютно лишен способности постоять за себя.
Мы знали, что он болен. Олег, кажется, был единственным, кто не обращал внимания на это, жил азартно, без скидок, не боясь, не веря, что с ним что-то может случиться. Воображал, что болезнь можно преодолеть работой. И страдал от недостатка интересных ролей...»
Владимир Козел
- (1919 - 1988)
- Роль: пан Беспальчик, бармен
В «Кабачок» он пришел звездой - в 1969-м сыграл свою главную роль - белогвардейского контрразведчика Щукина в сериале «Адъютант его превосходительства». Потом были «Семнадцать мгновений...», «Вечный зов», «Хождение по мукам». И если в кино за Владимиром прочно закрепилось амплуа героя с отрицательным обаянием в военной форме, то в театре он мог похвастаться изумительным творческим разнообразием: от Ромео до Федора Иоанновича.
Несколько раз пытался построить семью. В первом браке родился сын, которого назвали в честь старшего брата актера. Как и дядя, Михаил Владимирович стал художником.
Сердце Владимира Козела остановилось 31 декабря 1988 года, за три часа до боя курантов.
- Он себя загонял, - говорили на его похоронах коллеги. - Жил на разрыв.
В 2011-м не стало его сына. Михаила похоронили в одной могиле с отцом.
Виктор Байков
- (1922 - 1993)
- Роль: пан Вотруба, счетовод
Участник Великой Отечественной, артист фронтовой бригады. Несколько ранений, ни одного ордена. Вся страна его знала как Ксан Ксаныча из «Девчат». В 80-х ему диагностировали сахарный диабет. Болезнь прогрессировала. Актеру ампутировали обе ноги, но он по-прежнему оставался на сцене. Специально для Байкова придумывали мизансцены, где ему не нужно стоять или ходить. Рабочие, да и сами партнеры, выносили Виктора Алексеевича на сцену на руках.
- Виктор много лет был моим партнером по преферансу, - поделился писатель-сатирик Георгий Териков. - У нас была классная компания: он, Леня Броневой, конферансье Шимелов и я. В отличие от Броневого, Витя никогда не кричал, не психовал. Хороший был партнер. И человек хороший.
Кстати
Похожая судьба у Георгия Тусузова (пан Пепусевич, руководитель оркестра), легендарного актера-эпизодника. К 90-летию он насчитал 2847 сыгранных ролей. Как и Байков, был одинок, жил только сценой. Когда у 94-летнего актера отказали ноги, его устроили в Дом ветеранов. Там Тусузов сразу же и умер.
Зиновий Высоковский
- (1932 - 2009)
- Роль: пан Зюзя
Скончался в Боткинской больнице от хронической почечной недостаточности, страдал сахарным диабетом. Рядом была жена Любовь, с которой актер прошел рука об руку 54 года.
- У Ширвиндта и Мишулина (пан Директор, - О. Е.) тоже долгие браки, но Зямочка, в отличие от них, даже в мыслях не допускал измену, - считает актриса Татьяна Егорова. - У Саши и Спартака в гримерках все время болтались какие-то девицы. Отсюда и внебрачные дети. А Высоковский - настоящий однолюб. И невероятный приколист. Зяма часто валял дурака. Например, делал вид, что идет в душ с зонтиком.
Брежнев спас
За несколько месяцев до смерти Зиновий Высоковский рассказывал нашему обозревателю Борису Кудрявову:
- Руководитель тогдашнего телевидения, всесильный товарищ Лапин, постоянно искал повод, чтобы передачу прикрыть. Как-то под Новый год неожиданно объявляет: «Кабачка» больше не будет!» В двадцатых числах декабря на приеме в Кремле Леонид Ильич Брежнев подошел к нему с вопросом: «Лапин, вот супруга моя спрашивает, когда будет новогодний «Кабачок»?» Тот аж посинел. На запись артистов вытаскивали кого с гастролей, кого с концертов, кого откачивали от пьянок. И новогодний выпуск состоялся. Правда, писали и переписывали нас по тысяче раз. Цензура лютовала!
Цитата
Михаил Державин (пан Ведущий):
«Для большинства телезрителей наши дурашливые, порой наивные сценки и репризы служили своего рода отдушиной в их зарегламентированной жизни, оазисом, светом в телевизионном окошке, обычно зашоренном глухим официозом».