Последняя ночь пани Моники: накануне смерти Ольга Аросева собиралась в театр
Зрителям хорошо знакомы фильмы с участием Ольги Аросевой, например, «Берегись автомобиля» и «Старики-разбойники». Но ее визитной карточкой стало развлекательное шоу на советском ТВ «Кабачок «13 стульев».
Ее пани Монику помнят все, кто жил в то время (шоу показывали по ТВ с 1966 по 1980 годы). У Ольги Александровны были веские причины, чтобы сыграть иностранку, которая знает себе цену. Однажды эти причины изломали жизнь ее семьи.
Почему Аросева отказалась вступать в комсомол
У актрисы были польские корни. Ольга Гоппен, ее мать, происходила из семьи польских шляхтичей, а отец был дипломатом. Семья часто переезжала: Франция, Швеция, Чехословакия... Из Швеции ее мать сбежала с любовником, оставив мужа с четверыми детьми: Натальей, Еленой, 5-летней Ольгой и младшим Дмитрием.
Затем пришел 1937 год: отца Александра Аросева арестовали, а затем расстреляли. Оле было тогда 12 лет. Дочерей забрала к себе мать, узнав о трагедии с бывшим мужем.
Позднее Ольга не раз писала письма в разные инстанции, пытаясь узнать, в чем же обвиняли ее отца и за что его убили? Писала даже самому Иосифу Сталину, задавая все один и тот же мучивший ее вопрос. Но ответа так и не получила. В знак протеста девушка отказалась вступать в комсомол.
Театр и кино – на всю жизнь
В юности Аросева с удовольствием посещала драмкружок и театральную студию, после окончания школы училась в эстрадно-цирковом училище, а когда в Москве гастролировал Ленинградский театр музкомедии, то ей удалось произвести впечатление на его руководителя и девушку приняли в труппу. Вместе с театром она покинула столицу и до 1950 года успешно выходила на его сцену. В Ленинграде Ольга вышла замуж за музыканта Константина Жукова. Они были вместе все то время, пока актриса выступала в Ленинграде, а потом расстались.
Затем Аросева вернулась в Москву: здесь ее приняли в Театр сатиры, который надолго сделался ее вторым домом. В театре она встретила своего второго мужа, но брак не продлился долго. Впрочем, как и третий, и четвертый.
Что касается кино, то снимали Аросеву довольно часто, правда, главным образом в эпизодах или небольших ролях, а также в телеспектаклях. Впервые в большой кинороли она появилась в комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», сыграв Любу, невесту главного героя. Затем последовали другие заметные работы в фильмах «Интервенция», «Трембита»...
«Кабачок «13 стульев»
Совершенно ни на что не похожая, новая и дерзкая эстрадно-развлекательная программа «Кабачок «13 стульев» стала для советского зрителя культурным шоком. Кроме Аросевой там участвовали и другие артисты Театра сатиры: Спартак Мишулин, Михаил Державин, Андрей Миронов, Наталья Селезнева...
В те годы Ольга Александровна стала очень востребованной актрисой: она успевала и в «Кабачке» играть, и сниматься в фильмах («Два дня чудес», «Старики-разбойники», «Шельменко-денщик», «Невероятные приключения итальянцев в России»).
Второе дыхание
Пришли 80-е, за ними 90-е, и Ольга Аросева почти перестала сниматься. Ей хватало театра. А вот наступление нового тысячелетия повлияло на нее, как струя свежего воздуха: у пожилой актрисы открылось второе дыхание, и она принялась активно сниматься. Зрители могли видеть ее работы в фильмах и сериалах «Афинские вечера», «Самая красивая», «Старики», «Сваты»…
Детей актриса так и не родила, так как после неудачного аборта в молодости это стало невозможным, однако вокруг нее всегда было множество друзей: актеры Вера Васильева, Федор Добронравов, Александр Ширвиндт, Роман Виктюк, Татьяна Кравченко...
Ушла с благодарностью
Но самым близким другом для Аросевой всю жизнь оставался театр. До самых последних дней 87-летняя Ольга Александровна выходила на сцену в пьесе Романа Виктюка «Реквием по Радамесу». Когда она уже не вставала, за шесть дней до смерти, она все равно звонила Виктюку и уверяла, что обязательно встанет и выйдет на сцену, она так решила.
Свидетельницей последних минут Ольги Аросевой стала сиделка Ольга Токальчук, которая за ней ухаживала. Она со слезами рассказывала, как в последнюю ночь актриса вдруг забеспокоилась, стала просить пальто, собиралась ехать в театр... А потом поцеловала руку сиделки, тихо проговорила: «Большое спасибо»... И ее не стало.