Юрий Степанов: Штрафники сводили фрицев с ума
ЮРИЙ СТЕПАНОВ И ПОЛИНА КУТЕПОВА: любовные сцены Глымова и Катерины дались актерам нелегко |
Это первый правдивый кинорассказ о судьбах солдат Великой Отечественной, воевавших в составе штрафных батальонов. Шансов выжить у них не было практически никаких. Нашему корреспонденту удалось встретиться с исполнителем одной из главных ролей - актером Юрием СТЕПАНОВЫМ.
Наталья ШЕВЧЕНКО
- Юра, некоторые серии «Штрафбата» по накалу драматизма настолько тяжелы, что многие смотрят их со слезами на глазах…
- Никто не стремился, чтобы зрителю было страшно. Наоборот, многие вещи сознательно смягчались, много жесткости было убрано из сценария.
АЛЕКСЕЙ СЕРЕБРЯКОВ В РОЛИ КОМБАТА ТВЕРДОХЛЕБОВА: и один в поле воин |
Я читал книги, документы тех лет, и могу сказать точно: если бы все, что было на самом деле, один в один перенести на экран - смотреть на это в принципе не смог бы никто.
- Что вас больше всего поразило в архивных документах? - Штрафбатникам, например, запрещали во время атаки кричать «За Родину! За Сталина!» и «Ура!». Можно было просто кричать, материться - все, что хочешь, кроме этих лозунгов. Я читал записки немецкого солдата, он был пулеметчиком в расчете и с напарником пристреливал свой «МГ-18» на высоту, которую должны были взять советские войска. И вот наши идут, а он их расстреливает - сотню, вторую... И никак не может понять, почему же они все-таки бегут на эту высоту. Его напарник сошел с ума. Он бросил оружие и не мог больше стрелять. Если на это был расчет командарма - он своего добился: один немецкий пулеметчик вышел из строя. А сколько было случаев, когда штрафников посылали на заминированные поля, которые просто не успевали очистить до подхода основных войск. - А почему такое лаконичное название? - Когда Николай Досталь снимал «Гражданина начальника», он сказал, что его героем будет человек из Красной книги.
КАДР ИЗ СЕРИАЛА: в штрафбатах расстреливали без суда и следствия |
А здесь прямо заявил: «Я хотел бы назвать сериал «Они погибли за Родину», но это созвучно со знаменитым фильмом «Они сражались за Родину». И остановился на названии «Штрафбат».
Массовка испугалась
- Батальные сцены дались тяжело?
- Поскольку все связано с пиротехникой, действительно опасность была. Вначале на предполагаемых местах взрывов расставляют флажки. Но потом-то, когда бежишь в кадре, флажки вынимают! И уже после первых взрывов абсолютно не помнишь, где должно рвануть. Постепенно привыкли: ну взорвешься, все равно надо бежать... Съемки были тяжелые, в том числе и для массовки. Солдаты, которых привозили, думали, что кино - это весело. Но когда им сообщили, что придется бежать по минному полю (пусть даже начиненному пиротехникой), многие просто отказались. Потому что и опасно, и страшно...
УГОЛОВНИК ГЛЫМОВ: сражался не за Сталина, а за Родину |
Лично я отказался, чтобы на съемках мне стирали нижнюю рубашку и гимнастерку. Потому что, когда я влезал в это вонючее белье, в сырые сапоги и портянки, которые стояли колом, то лучше представлял, какая была психика у этих людей. Теперь я понимаю, почему настоящие фронтовики, вернувшись домой, спали на полу, орали во сне, пили по-черному...
- Какая сцена оказалась для вас самой трудной? - Когда в одной из серий шел разговор про каннибализм в Орловской губернии. Долго решали вопрос, как это показать. Делали шесть дублей, пробовали по-разному. Мне дали подольше посидеть, подумать на эту тему, за кадром Вася Мищенко - спасибо ему большое - подыграл хорошо, и получилось. Но сама история очень тяжелая.
БАТАЛЬНАЯ СЦЕНА: артистам было по-настоящему страшно |
Еще одна из сложных сцен - когда мой герой, Глымов, встречается с Катериной - Полиной Кутеповой. Хорошо, что мы с Полиной знаем друг друга с 1988 года, вместе учились, работаем в одном театре - мы сыграны.
- В фильме много оружия. Актеров консультировали, как с ним обращаться? - Я с оружием общаюсь с детства, мне было нормально. Ну, и, конечно, с нами работали консультанты. Сначала мне это очень нравилось - немецкий пистолет-автомат, ты стреляешь с чувством, с азартом. Потом начало надоедать: каждое утро приходишь, одеваешься, тебе вручают автомат, и ты идешь воевать. Думаю, нормального человека оружие на каком-то этапе должно отталкивать. - Что для вас главное в этой работе? - Что тема войны вообще зазвучала с экрана. Спроси сейчас любого мальчишку - он знает, что американцы воевали во Вьетнаме, что они воюют в Ираке.
ПОСЛЕДНИЙ БРОСОК ШТРАФНОГО БАТАЛЬОНА: через подвиг - на небеса |
А когда его спрашиваешь о Великой Отечественной войне, то, мало того, что он не знает дат, - он понятия не имеет, с кем в то время воевала Советская Армия! Я недавно смотрел передачу «Самый умный». Кажется, какие дети! Вот кто сможет управлять страной! И вот один мальчик выбирает сетку «Кино». Вопрос про «Гарри Поттера» - быстрый ответ. «Властелин колец» - то же самое. «Белое солнце пустыни» - не знаю, мимо. Все отечественные фильмы - мимо. Я рад, что вложил лепту в отечественное кино, что рассказал про соотечественников, которые в свое время не спасовали, а взяли в руки оружие и пошли защищать свой кусок земли. Мне трудно говорить, хороша или плоха наша картина, - но ее смотрят. И ребенок хотя бы просто спросит у родителей: а кто это с кем воюет? Уже хорошо...
Ист*факт
* Штрафбаты стали создаваться в 1942 году после приказа Народного Комиссара Обороны СССР № 227, более известного как Приказ Сталина «Ни шагу назад!». * Существовали две разновидности таких воинских подразделений. ШТРАФБАТ, который состоял из проштрафившихся офицеров и политработников старшего и среднего звена. Приговор выносил военный трибунал фронта. ШТРАФНЫЕ РОТЫ, набиравшиеся из рядовых, сержантов и уголовных элементов, этапируемых на фронт из мест заключения. Рядовые красноармейцы попадали в роты без суда, согласно полковому приказу. * Только в 1942 - 1943 годах на фронт было отправлено более 155 тыс. бывших зэков. * Штрафники должны были быть разжалованы в рядовые и лишены наград на время отбывания наказания. Командиры получали неограниченную власть над подчиненными. Например, право расстрелять на месте каждого из них за малейшее непослушание.