За что были готовы умереть дети, снимавшиеся в «Приключениях Электроника»
Тема роботов, которых внешне нельзя отличить от людей, стала очень популярной в 60-х годах прошлого столетия. О таких роботах писали Рэй Брэдбери, Айзек Азимов, другие фантасты. Не отстал от них и наш Евгений Велтистов: в 1964 году он начал серию детских книжек про мальчика-робота, точную копию обыкновенного школьника.
Сложное дело — найти близнецов!
Удивительные герои этой книги получились такими живыми, что режиссер Константин Бромберг, прочитав ее, принял решение: нужно делать фильм! Шел 1979 год, съемки должны были проходить на Одесской киностудии. Начали искать главного героя — сначала думали, что для исполнения ролей Сыроежкина и Электроника достаточно будет одного мальчишки, но потом все-таки стали искать близнецов. Никто режиссеру не нравился — не подошла ни одна пара близнецов из сотни!
Но тут на студию привели Володю и Юру Торсуевых. Мальчишки оказались именно такими, каких и искала вся съемочная группа: они пели и танцевали, играли на гитаре и в хоккей, могли подраться, лихо гоняли на мопеде... Потом близнецы признавались, что секрет прост: родители воспитывали их так, как и нужно воспитывать мальчишек, будущих мужчин.
Когда делали пробы, дали Юре роль Электроника, Володя же играл Сыроежкина, но режиссеру такое распределение ролей показалось неправильным, и он поменял братьев местами. Вот тогда все получилось как надо. Темноволосым Торсуевым пришлось на некоторое время стать рыжеватыми блондинами. Сначала они комплексовали и стеснялись, но потом привыкли к новым образам.
Маленький Гусев, большой Гусев
На роль хулигана Гусева, не дающего проходу Сыроежкину, уже был подобран мальчик. Но, когда его поставили рядом с близнецами, стало понятно: это катастрофа! По сценарию Гусев должен быть грозным верзилой, а тут стоял паренек, едва достающий «Сыроежкину» до плеча. В панике — ведь уже пора было начинать съемку! — второй режиссер Юлия Константинова бросилась искать подходящего мальчишку по всей Одессе. И вот, заглянув в интернат, она чуть не упала — ее почти сбил с ног лихо съехавший по перилам конопатый парень, по виду — идеальный Гусев! Это был Василий Скромный.
Поплавская могла стать Майей, а Броневой — профессором Громовым
На роль подружки Сыроежкина, симпатичной девочки Майи, режиссер хотел взять Яну Поплавскую, которую зритель уже знал как Красную Шапочку. Но не получилось — Яна отказалась. Оксана Алексеева стала Майей случайно — пробовали на эту роль множество девочек, а Майя просто подошла к оператору и со всей детской непосредственностью спросила: «Когда же вы меня снимете?» Оператор сделал пробы, они оказались удачными, и в экранную Майю влюбились поголовно все мальчишки-зрители.
Профессором Громовым - «папой» Электроника — мог бы стать Ростислав Плятт. Но в его исполнении Громов выходил чересчур аристократичным и вальяжным. Были готовы взять Бруно Фрейндлиха, но помешала болезнь актера. Предлагали сниматься Леониду Броневому — но у того начались конфликты с оператором. Владимир Этуш показался режиссеру слишком «ярким». Наконец, попробовали Николая Гринько — и попали в точку: актер быстро нашел нужный тон для роли и легко подружился с коллективом.
Глава гангстеров Стамп
Бандит Стамп в исполнении Владимира Басова получился невероятно обаятельным злодеем. Правда, в последний момент выяснилось, что ему приготовили костюм на три размера больше, чем нужно. Артист разнервничался, но потом приметил невысокую худенькую художницу по костюмам в белых джинсах и потребовал, чтобы она «сняла штаны». Джинсы подошли ему идеально — в паре с черным свитером, который наспех отыскали в гримерной.
Рэсси — преданней собаки нету существа!
Пес, сыгравший роль Рэсси, в жизни носил имя Чингиз. Когда снимали эпизод погони — Рэсси мчится за Урри-мотоциклистом — пес внезапно обогнал операторскую машину, из которой вели съемку, остановился и поднял переднюю лапу. Естественно, водитель затормозил, и тут выяснилось, что Чингиз всех спас: еще немного — и колесо операторского автомобиля угодило бы в открытый люк! Водитель его не заметил, потому что смотрел в зеркальце только на собаку, ведь надо было сохранять нужный ракурс.
В другом эпизоде грозный Рэсси должен был заставить Урри — Николая Караченцова — влезть в большой чемодан. Сняли один дубль, второй, Караченцов каждый раз испуганно произносит: «Есть, господин пес», а на третьем дубле артист вдруг складывается пополам, выдавливает извинения и принимается хохотать. Оказалось — Чингиз, находящийся спиной к камере, добродушно лизнул своего партнера в лицо.
А ведь Лидия Острецова, дрессировавшая Чингиза, очень переживала, как сложатся отношения собаки и Караченцова. Первым должны были снимать эпизод, когда пес мчится за мотоциклом Ури, нагоняет и валит негодяя в овраг.
Николай Петрович* прибыл на площадку, когда до съемки оставался всего час, с собакой толком не познакомился. Четвероногий артист в азарте вполне мог и покусать двуногого. Но Чингиз не только идеально сыграл, но и потом подбежал к Лидии и завилял хвостом, как бы прося его похвалить. Караченцов сказал: «Товарищи, можно снять еще дубль, Чингиз – замечательный актер, с таким партнером приятно иметь дело».
Привидение в старинном замке
Серию, в которой гангстеры пытаются украсть картины из музея, снимали в Вильнюсе, в древнем замке. Крутые лестницы без перил, ночь, тишина, и вдруг режиссер слышит оглушительный детский крик, видит, как перепуганные ребята-артисты кубарем скатываются по каменным ступенькам, а за ними из-под арки выплывает... белое привидение! Тут всем, даже взрослым, стало не по себе.
Потом оказалось, что детей решил напугать, закутавшись в простыню, один веселый парень, член съемочной группы.
Интересные случаи на съемках
Артисту Евгению Веснику — учителю математики из фильма — потом еще долго шли письма: ребята со всех концов страны уговаривали его поработать учителем в их школе, ведь он такой добрый... Весник, создавая образ, копировал манеры поэта Самуила Маршака.
Во время съемок эпизода со штангой (естественно, бутафорской), которая выпадает из окна прямо на голову Урри, Николай Караченцов, падая, напоролся на острый сучок. Однако в больницу он отправился только после того, как работа в тот день была закончена. Врач наложил ему швы.
Режиссер признавался, что детские фильмы снимать очень тяжело: дети так быстро растут! То приходится костюмы перешивать, то что-то делать с зубами: сегодня девочка в кадре улыбается прелестными белыми зубками, а назавтра их уже нет — выпали!
Декорации школы, построенные в павильоне Одесской киностудии, потребовали снести суровые пожарные. Но артисты и вся съемочная группа отстояли «школу»: просто встали вокруг декораций кольцом, дети — в первых рядах, вперед вышел высоченный, как жердь, Гринько и хмуро сказал: «Только через наши трупы». Пожарным пришлось сдаться.
Кстати: Режиссер Бромберг, проживающий сегодня в США, собирался приехать в Россию, чтобы снимать продолжение «Электроника». Сценарий фильма из 30 серий был написан еще в 2003 году, финансировать проект собирался Ходорковский, но его арест и осуждение поставили на планах крест — хотелось надеяться, что временный. А в 2005 году попал в серьезное ДТП Николай Караченцов., который должен был играть Урри.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов