Где жили прототипы героев фильма «Весна на Заречной улице»

Четвертого октября режиссеру одного из самых популярных фильмов 50-х Марлену Хуциеву исполняется 92 года

«Весну на Заречной улице» смотрят и любят уже 60 лет. Это картина о молодости наших бабушек и дедушек, о весне как начале жизни и о той самой проходной, что «в люди вывела меня». Были ли реальные прототипы у главных героев фильма и кто «подсмотрел» за жизнью рабочих Запорожского металлургического комбината - об этом в материале EG.RU.

Веселая компания

В далеком 1952 году Марлен Хуциев получил диплом ВГИКа и устроился работать помощником режиссера. Пока он официально трудился над чужими проектами, неофициально писал свой первый сценарий.

Через год его пригласили режиссером на Одесскую киностудию, которая только восстановилась после войны. И Марлен Мартынович предложил в работу только что написанный им сценарий. Однако сочинение посчитали сырым и попросили дописать. И Хуциев обратился за помощью к приятелю Феликсу Миронеру, с которым вместе жил в одной комнате в общежитии ВГИКа и снимал дипломную работу, короткометражку «Градостроители». Правда, по другой версии всю историю о сталеварах придумал Миронер, который сначала написал одноактную пьесу, а потом с Хуциевым переделал ее в сценарий.

Марлену Мартыновичу Хуциеву исполняется 92 года. wikimedia
Марлену Мартыновичу Хуциеву исполняется 92 года. wikimedia

Позднее Марлен Мартынович признавался, что никогда так легко не снимал кино. И это неудивительно: над картиной работали выпускники ВГИКа, которые прекрасно знали друг друга. Хуциев и Миронер – однокурсники. Главными операторами были приглашены учившиеся на год позже Петр Тодоровский и Радомир Василевский.

В 1953 году актерский факультет ВГИКа окончил Николай Рыбников, прекрасно знавший всю компанию, точно так же, как и однокурсники Юрий Белов и Геннадий Юхтин, окончившие институт двумя годами позже. Все были молоды, мечтали изменить мир и сделать что-то прекрасное. Может быть, поэтому их фильм и пронизан чувствами, мыслями, взглядами, которые человек может испытывать только в молодости.

Есть такая улица

Основные сцены фильма снимали в Запорожье. Там люди, работавшие на заводе в начале 50-х, до сих пор верят, что фильм «Весна на Заречной улице» снят именно про них. Удивительно, но киноистория совпадает с реальной жизнью даже в мелочах.

Читайте также: Благодаря кому «Петровка, 38» стала знаменита на всю страну >>

Как и в кино, молодые люди после смены на металлургическом комбинате шли вечером учиться в школу рабочей молодежи. По сюжету учительница русского языка и литературы Татьяна Сергеевна Левченко (Нина Иванова) приехала в поселок не к началу учебного года, а когда занятия уже были в разгаре. Об этом можно судить, по цветам, которые принес на первый урок педагогу главный герой фильма сталевар-передовик Саша Савченко (Николай Рыбников). Он попытался вручить ей букетик со словами, что это последние осенние цветы.

В Запорожье произошла похожая история. В ноябре в школу прибыла учительница русского языка и литературы. Как и в картине, в классе новой «русички» была беременная ученица. А их главный заводила Саша Рыщенко удивительным образом походил внешне и по характеру на актера Николая Рыбникова.

Эту сцену снимали в Запорожье в парке Энергетиков. Так как снега в ту зима было мало, местные жители его собирали и приносили на съемочную площадку. Кадр из фильма
Эту сцену снимали в Запорожье в парке Энергетиков. Так как снега в ту зима было мало, местные жители его собирали и приносили на съемочную площадку. Кадр из фильма

Также запорожцы показывают дом, в котором по сценарию жила Татьяна Сергеевна, снимая за огромные деньги комнату. Говорят, что хозяйка развалюхи якобы специально ее не перестраивает в память о фильме. Интересно, что горожане настолько прониклись мелодрамой и поверили в ее героев, что уверены: улица Заречная в их городе была всегда.

Мужская дружба

Как-то в 1953 году на «Запорожсталь» приехал представитель Одесской киностудии. Он походил по заводу, побывал в мартеновском цеху, понаблюдал за работой сталеваров. А потом рассказал рабочим, что скоро на комбинате начнутся съемки фильма о металлургах.

Киношника познакомили с заслуженным сталеваром Украины, 23-летним Григорием Пометуном. И именно этого уникального парня, который в таком молодом возрасте удостоился почетного звания, попросили обучить Николая Рыбникова. И вскоре приехал сам актер. К этому времени Рыбников уже снялся в нескольких фильмах, но всесоюзной славы еще не имел. Николай и Григорий быстро нашли общий язык. Несколько недель артист всюду ходил за сталеваром, слушал объяснения и даже интересовался тем, что ему в общем-то не нужно было для роли. Пометун учил Рыбникова правильно подходить к печи, работать лопатой во время плавки.

Правда, была одна проблема, с которой не смогли справиться ни актер, ни его наставник. Николай не потел возле печей, а режиссер хотел показать именно потное лицо металлурга – иначе, считал Хуциев, выглядело бы не правдоподобно. И тогда решили, перед тем как Рыбникову войти в кадр, обливать его из ведра водой.

В результате работа над фильмом растянулась на два года. За это время актер и сталевар стали настоящими друзьями. У них было много общего, они даже внешне были похожи. Как-то Георгий Пометун рассказывал журналистам, что, когда ездил по городам Сибири, то с ним произошел забавный случай. На официальном приеме к нему подошел какой-то важный мужчина, увидев у сталевара звезду Героя соцтруда, весело произнес: «Николай Николаевич, когда это тебе Героя дали?». Пришлось сталевару объяснять незнакомцу, что он не известный артист, а металлург.

Пометун и Рыбников общались и после выхода картины. Актер старался каждый год приезжать в Запорожье на День металлурга и обязательно навещал Пометунов. Друзья поддерживали связь до самой смерти артиста. И можно сказать, что Саша Савченко из «Весны на Заречной улице» во многом похож на Григория Пометуна – сталевара-передовика.

Николай Рыбников учился у сталевара Григория Пометуна. Кадр из фильма
Николай Рыбников учился у сталевара Григория Пометуна. Кадр из фильма

Дело всего города

Жители Запорожья принимали активное участие в работе над фильмом. По городу тогда были расклеены объявления, в которых всех желающих от 18 до 60 лет приглашали на съемки в кино. Но не всех брали на киноплощадку. Сначала с претендентами проводили собеседование, смотрели их актерские способности: кто-то пел частушки, кто-то читал стихи или танцевал. Снимали в основном ночью и платили по тем временам неплохо: за участие в массовой сцене 25 рублей, в групповой – 40 рублей, в эпизоде - 75 рублей. Когда сегодня запорожцы смотрят «Весну на Заречной улице», то видят себя и своих знакомых в кадре.

Кадр из фильма

Участники массовок, в основном молодые рабочие металлургического комбината, хорошо помнят актеров, снимавшихся в фильме. Все были очень приветливы, просты в общении, много шутили и смеялись. Николай Рыбников с интересом расспрашивал молодежь, где она проводит свободное время, чем занимается, рассказывал о своих успехах и неудачах в мартеновском цеху.

Горожане считают, что московские артисты по-настоящему были увлечены металлургическим делом, были очарованы романтикой профессии, и именно поэтому получился такой замечательный фильм, который смотрят уже более 60 лет.

Говорят, что на роль учительницы Татьяны Сергеевны была утверждена работница «Запорожстали», но ее не отпустил мастер цеха. Для Нины Ивановой эта роль стала самой лучшей в карьере. Кадр из фильма
Говорят, что на роль учительницы Татьяны Сергеевны была утверждена работница «Запорожстали», но ее не отпустил мастер цеха. Для Нины Ивановой эта роль стала самой лучшей в карьере. Кадр из фильма




*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов


Путник в башмаках, подбитых ветром. Зачем Артюр Рембо разводил вшей и бросал их в священников
В постели Сары Бернар перебывали практически все европейские короли и принцы: кавалеров она принимала в гробу